Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ МЕНЕДЖЕРА

Безуглая О.И. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1. Абчук В. А. Менеджмент. СПб.: Союз, 2012. С. 43-48.
2. Сунцова Я.С.. Психология профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие – Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009, С 22-28.
3. Фонарев А. Р. Психология становления личности профессионала. М., 2012, С.55-62.

Сегодня жизнь предъявляет всё новые требования к профессии менеджера, а значит и к личности, задействованной в ней. Поэтому все разработки по построению психологической модели личности менеджера актуальны. С другой стороны и психология, как наука, требует новых подходов и решений этой проблемы.

Очень немногие специалисты в области психологии личности включают в рассмотрение структурные переменные, тем не менее, очевидно, что продуктивность и удовлетворенность работой сильно зависят от стиля руководства, характера коммуникации и внутренней политики организации. Многие исследователи также не учитывают другие релевантные факторы, такие как индивидуальные особенности восприятия, уровень интеллекта, структура семейной поддержки и мотивация [1].

Лишь немногие специалисты в области психологии личности допускают возможность того, что со временем опыт работы действительно влияет на личность работника. А ведь организационная структура изменяет структуру личности, которая, в свою очередь, оказывает влияние на организационную структуру.

Менеджер - это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Менеджеры играют в организации множество различных ролей, из которых можно выделить три ключевые. Во-первых, это роль по принятию решения. Во-вторых, это информационная роль. В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя [3].

Общая способность к управленчес-кой деятельности предполагает следующие управленческие черты и умения: умение решать «нестандартные» управленческие проблемы; умение мыслить масштабно; умение обеспечить положительную самоорганизацию управленческой системы; способность руководителя доминировать в коллективе; уверенность в себе; эмоциональная уравновешенность; ответственность; предприимчивость; общительность и независимость [2].

Объект исследования: профессиональная подготовка менеджера.

Предмет: профессиональное становление личности менеджера.

Гипотеза исследования: личностно-ориентированное развитиепрофессионально-значимых качеств будет способствовать становлению личности менеджера.

Субъект деятельности с позиции общей психологии о психологической личностной структуре включает 5 групп психических процессов: познавательные, волевые, эмоциональные, регулятивные и коммуникативные.

В каждом из этих процессов уделяется внимание интеллекту руководителя, процессу принятия решения и управленческой рефлексии.

В ходе нашего исследования определены 2 этапа профессионального становления личности менеджера: до получения профессионального образования; в период профессиональной деятельности; определены также особенности личности, которые относятся к характеру.

По схеме Э. Кречмера для менеджера предпочтителен циклоидный вариант характера. Сам Э. Кречмер описывает этот вариант характера следующими словами: деятельный, экономный, солидный, прилежный, работоспособный, предприимчивый.

Теоретические изыскания определили содержание констатирующего эксперимента: были использованы тесты Литвинцевой Н.А. («Психологические аспекты подбора и проверки персонала». М., 1997), Яссингера Л. («Не слишком ли вы агрессивны?» ЭКО, 1984, №8).

Исследования изучения служебного темперамента показали, что из 100 респондентов (студентов 2-3 курса очной форма обучения) 40% умеренно агрессивны, но вполне успешно идут по жизни, поскольку в них достаточно здорового честолюбия и самоуверенности; 61% - излишне агрессивны, при этом нередко оказываются чрезмерно жесткими к другим людям; не уравновешенны, но надеются добраться до управленческих верхов, рассчитывая на собственные методы и добиться успехов, жертвуя интересами окружающих, что вызывает неприязнь окружающих, но эти люди при возможности стараются наказать их за эту неприязнь; 53,3%- миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях.

Параллельно было проведено исследование на коммуникабельность, показавшее, что 80% будущих менеджеров коммуникабельны, любознательны, умеют слушать интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими; без вспыльчивости отстаивают свою точку зрения; спокойны в общении с новыми людьми, но не любят шумных компаний, экстравагантных выходок и многословия; 20% респондентов весьма общительны (порой даже сверх меры), любопытны, любят высказываться по разным вопросам, быть в центре внимания, никому не отказывать в просьбах, хотя не всегда их выполняют; им не хватает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами.

На этапе формирующего эксперимента нами уделялось внимание опыту и его значимости в становлении личности менеджера, практическому мышлению в деятельности руководителя, интеллекту руководителя, способности к управленческой деятельности, принятию решений, коммуникации в управлении, рефлексии, руководству и лидерству, что позволило доказать гипотезу исследования и разработать модель личности менеджера.

Исследование доказало, что целенаправленная работа по профессиональной подготовке будет способствовать становлению личности менеджера.


Библиографическая ссылка

Безуглая О.И. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ МЕНЕДЖЕРА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 55-57;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6020 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674