Сегодня жизнь предъявляет всё новые требования к профессии менеджера, а значит и к личности, задействованной в ней. Поэтому все разработки по построению психологической модели личности менеджера актуальны. С другой стороны и психология, как наука, требует новых подходов и решений этой проблемы.
Очень немногие специалисты в области психологии личности включают в рассмотрение структурные переменные, тем не менее, очевидно, что продуктивность и удовлетворенность работой сильно зависят от стиля руководства, характера коммуникации и внутренней политики организации. Многие исследователи также не учитывают другие релевантные факторы, такие как индивидуальные особенности восприятия, уровень интеллекта, структура семейной поддержки и мотивация [1].
Лишь немногие специалисты в области психологии личности допускают возможность того, что со временем опыт работы действительно влияет на личность работника. А ведь организационная структура изменяет структуру личности, которая, в свою очередь, оказывает влияние на организационную структуру.
Менеджер - это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Менеджеры играют в организации множество различных ролей, из которых можно выделить три ключевые. Во-первых, это роль по принятию решения. Во-вторых, это информационная роль. В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя [3].
Общая способность к управленчес-кой деятельности предполагает следующие управленческие черты и умения: умение решать «нестандартные» управленческие проблемы; умение мыслить масштабно; умение обеспечить положительную самоорганизацию управленческой системы; способность руководителя доминировать в коллективе; уверенность в себе; эмоциональная уравновешенность; ответственность; предприимчивость; общительность и независимость [2].
Объект исследования: профессиональная подготовка менеджера.
Предмет: профессиональное становление личности менеджера.
Гипотеза исследования: личностно-ориентированное развитиепрофессионально-значимых качеств будет способствовать становлению личности менеджера.
Субъект деятельности с позиции общей психологии о психологической личностной структуре включает 5 групп психических процессов: познавательные, волевые, эмоциональные, регулятивные и коммуникативные.
В каждом из этих процессов уделяется внимание интеллекту руководителя, процессу принятия решения и управленческой рефлексии.
В ходе нашего исследования определены 2 этапа профессионального становления личности менеджера: до получения профессионального образования; в период профессиональной деятельности; определены также особенности личности, которые относятся к характеру.
По схеме Э. Кречмера для менеджера предпочтителен циклоидный вариант характера. Сам Э. Кречмер описывает этот вариант характера следующими словами: деятельный, экономный, солидный, прилежный, работоспособный, предприимчивый.
Теоретические изыскания определили содержание констатирующего эксперимента: были использованы тесты Литвинцевой Н.А. («Психологические аспекты подбора и проверки персонала». М., 1997), Яссингера Л. («Не слишком ли вы агрессивны?» ЭКО, 1984, №8).
Исследования изучения служебного темперамента показали, что из 100 респондентов (студентов 2-3 курса очной форма обучения) 40% умеренно агрессивны, но вполне успешно идут по жизни, поскольку в них достаточно здорового честолюбия и самоуверенности; 61% - излишне агрессивны, при этом нередко оказываются чрезмерно жесткими к другим людям; не уравновешенны, но надеются добраться до управленческих верхов, рассчитывая на собственные методы и добиться успехов, жертвуя интересами окружающих, что вызывает неприязнь окружающих, но эти люди при возможности стараются наказать их за эту неприязнь; 53,3%- миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях.
Параллельно было проведено исследование на коммуникабельность, показавшее, что 80% будущих менеджеров коммуникабельны, любознательны, умеют слушать интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими; без вспыльчивости отстаивают свою точку зрения; спокойны в общении с новыми людьми, но не любят шумных компаний, экстравагантных выходок и многословия; 20% респондентов весьма общительны (порой даже сверх меры), любопытны, любят высказываться по разным вопросам, быть в центре внимания, никому не отказывать в просьбах, хотя не всегда их выполняют; им не хватает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами.
На этапе формирующего эксперимента нами уделялось внимание опыту и его значимости в становлении личности менеджера, практическому мышлению в деятельности руководителя, интеллекту руководителя, способности к управленческой деятельности, принятию решений, коммуникации в управлении, рефлексии, руководству и лидерству, что позволило доказать гипотезу исследования и разработать модель личности менеджера.
Исследование доказало, что целенаправленная работа по профессиональной подготовке будет способствовать становлению личности менеджера.
Библиографическая ссылка
Безуглая О.И. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ МЕНЕДЖЕРА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 55-57;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6020 (дата обращения: 21.11.2024).