Любая деятельность является качественной, если она системная. Н.Г.Чернышевский утверждал, что человеку для образования ума и сердца необходимы три качества: обширные знания, привычка мыслить и благородные чувства, что указывает на связь образования и воспитания. В последние десятилетия актуализирована проблема качества образования, связанная с изменениями, происходящими в стране. Любые изменения на определенном этапе адаптации и запуска механизма нового предполагают регрессивные изменения, но если этот процесс затягивается, то есть основания полагать, что старое не было столь безнадежным и недостойным. Мы полагаем, что есть осознанная необходимость возрождать старые традиции признания образования категорией нравственной и рассматривать его как ценность духовного возрождения в человеке человеческого для утверждения на земле доброго, вечного и прекрасного. Качество образования должно гарантировать качество жизни: без этой диалектической взаимосвязи невозможно изменение отношения к образованию. В ином случае образование чревато обывательским к нему отношением и не является частью культуры человека.
О качестве образования следует говорить в контексте ее фундаментальности, так как исследования, проводимые среди студенческой молодежи, опровергают даже намеки о качестве получаемого ими образования, и это, в первую очередь связано с отношением молодежи к образованию, понимаемому ими, как средство. Не может образование расцениваться как средство - оно должно стать смыслом жизни человека, и только тогда будет осознано высшее назначение человека на земле. Образование ума должно сопровождаться образованием сердца, иными словами, любое знание, обучение гармонично в органичной связи с воспитанием. Образование не может разрушать, оно должно иметь созидающую силу, что возможно при достойном воспитании. Образование служит становлению «деятельной добродетели», о которой пишет в «Эпилоге» к «Войне и миру» Л.Н.Толстой. Вечная проблема поиска смысла жизни сопряжена с осознанием необходимости хорошим людям объединяться для того, чтобы жить по совести, добру и справедливости. Дети, получившие настоящее образование и воспитание, понимают, что истинная культура человека в умении быть благодарным и, в первую очередь, своим родителям. Благодарность должна быть деятельной и искренней: в самые тяжелые и преклонные годы рядом с родителями дети, внимательные и понимающие. Апостол Павел, обращаясь к коринфянам, произнес: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится... А теперь пребывают сия три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». (1Кор.1-8,13) Воспитывающее образование учит любви ко всем и всему: любви к Родине, отчему дому, родным, родной земле, труду, творчеству. Н.Рерих писал: «Россия - не единая раса, и в этом ее сила. Россия - это единство в разности, полихромия, полифония...»
Конец ХХ и начало ХХI века характеризуются неведомыми ранее страданиями, связанными с проблемами межэтнического взаимодействия, объясняемыми нежеланием представителями разных этнических групп уважительно относиться друг к другу.
Сегодня актуальны слова Сергея Радонежского, что «любовью и единством спасемся». Для сохранения и осознания важности мира необходимо воспитание миром, любовью и состраданием, желанием блага ближнему и дальнему, мира всем, живущим на земле. ХХI век назван ЮНЕСКО веком культуры мира и ненасилия, толерантности и признания за каждым права жить, работать и созидать во имя процветания страны, нации, человечества.
Современные проблемы образования, качества образования связаны с осознанием необходимости фундаментально заняться воспитанием молодежи на идеалах добра, чести, справедливости, любви и сострадания, созидательной деятельности во славу и на благо человеку, теряющему истинное человеческое лицо и достоинство под влиянием ложных представлений о нравственных ценностях, извращенных умышленно идеологами аморализма. Велика роль этнопедагогики, представленной сравнительным анализом воспитательных традиций различных народов, сильных и значимых межпоколенной преемственностью.
Анализ «золотого правила» свидетельствует о самом значимом: формировании нравственности, независимо от религии и вероисповедания:
- «Не делай другим того, что сам считаешь злом» (буддизм).
- «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» (христианство).
- «Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе) (ислам).
- «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе» (индуизм).
- «Что ненавистно тебе, не делай другому» (иудаизм).
- «Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю - своей потерей» (даосизм).
Срединный путь Конфуция тоже един для всех наций и религий: ищи во всем середины, зная, что рядом с добром соседствует зло; рядом с верностью - неверность; рядом с преданностью - предательство, но есть у каждого свой путь и осознание своих нравственных позиций, единых для всего человечества.
Александр Солженицын в романе «Архипелаг ГУЛАГ» философски рассуждает о добре и зле: «Постепенно открылось мне, что линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями. Она проходит через каждое человеческое сердце - и через все человеческие сердца, Линия эта подвижна, она колеблется в нас годами. Даже в сердце, объятом злом, она удерживает маленький плацдарм добра. Даже в наидобрейшем сердце - неискорененный уголок зла. С тех пор я понял правду всех религий мира. Они борются со злом в человеке (в каждом человеке). Нельзя изгнать вовсе зло из мира, но можно в каждом человеке его потеснить. С тех пор я понял ложь всех революций истории. Они уничтожали только современных им носителей зла (а не разбирая впопыхах - и носителей добра). Само же зло, еще увеличенным, берут себе в наследство». Важно осознать, что и добро, и зло в нас самих, а не в обществе, и человек делает этот мир либо добрым, либо злым.
Смысл нашей жизни, вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности, в том, чтобы гуманизировать Землю, а это значит - преодолеть боль и страдания, познавать без границ, любить действительность, которую создаешь.
Любой, кто учит или воспитывает, сначала должен любить и лишь потом учить, потому что любовью многого можно добиться, многому научить.
Жестокость мира достигла предела, перемены так велики и тревожны, что это не может не коснуться семьи, ее нравственного облика, ее судьбы. В семье нужна родительская любовь, которая может согреть и защитить ребенка от жестокости реальной жизни. Стремление к свободе, отход то старых традиций, непочитание родителей сопровождается утратой нравственной морали, духовных ценностей. Истинная культура человека в его умении быть благодарным. Щедрость души - важнейшее качество воспитателя, чья культура определяет культуру воспитанника. Чем больше красоты в общении взрослых и детей, тем совершеннее воспитание.
Велико воспитательное значение «Поучения Владимира Мономаха»: «Старых чти, как отца, а молодых, как братьев..., не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим..., напоите и накормите нищего..., чтите гостя..., больного навестите, покойника проводите..., не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите..., не ленитесь ни на что хорошее».
Есть правила жизни, которых следует придерживаться: нельзя жить для себя; надо верить в силу воли; надо хранить верность; прощать надо молча; не презирать мастеров прошлого; надо быть великим и в малом; отдавать все силы избранному делу; превращать каждый день в маленькую вечность и быть счастливым.
Цена каждому человеку пропорциональна тому, что он знает. Лучшее качество человека - любознательность. Лучший ответ мудрецу - молчание. Кто не может управлять собой, тот не может управлять другими.
Воспитанные люди, по мнению А.П.Чехова, уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...
Добродетелям следует учить с младенчества, постоянно осуществляя честное. Основные добродетели: мудрость, умеренность, мужество, справедливость. Самая большая цель жизни: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье всех людей.
Целенаправленное воспитание во всех институтах социализации и образования может быть одним из гарантов повышения качества образования, осознаваемого как высшая нравственная ценность, определяющая культуру ума и сердца.
XX век осознал ценность многообразия этносов, нравственное взаимодействие которых должно осуществляться на основе диалога разных наций по поводу одного предмета - морали.
Наукой установлено, что воспитание носит национальный характер. По убеждению К.Д. Ушинского, у всех народов есть своя национальная система воспитания.
Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явления воспитания, анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействие, взаимовлияние педагогики и культурных традиций народа. Народная педагогика - педагогика национального возрождения, подъема, развития - одновременно - это и педагогика этнического воспитания, создающая личность с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства.
Наиболее значимая и самая действенная особенность народной педагогики - ее связь с жизнью. Оставаясь постоянной составляющей человеческого общества, народная педагогика отражает педагогические идеи и определяет традиционные воспитательные средства различных этапов развития общества.
Этнопедагогика дает каждому возможность узнать, как все мы интересны; убедиться в непреходящей ценности и общности человеческих идеалов; обогатить свое внутреннее «Я». Знакомство с воспитательными традициями разных народов еще раз убедит нас в том, что мы все на Земле «в одной лодке», все мы - различные звенья одной цепи, имя которой - жизнь.
Этнопедагогическое обоснование воспитания - сложнейший процесс, и одним из его механизмов является внедрение в систему воспитания накопленных народом методов и приемов воспитания достойного члена общества, передаваемых из поколения в поколение и усваиваемых в конкретной жизненной действительности. Это не что иное, как передача социального и общественного поведения, традиционного образа жизни и этнической идеологии.
Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы: педагогика семейного быта; поговорки, пословицы, сказки, загадки народов мира и их значение в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи; колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской школы и материнской педагогики; общность педагогических культур разных народов и национальная самобытность.
Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример-идеал (идеи-символы, личности-символы, события-символы).
Этнопедагогика показывает, что у всех народов, в том числе и исчезающих, в древней самобытной культуре много такого, что в состоянии обогатить мировую цивилизацию. Величие отдельных народов является неразрывной гармонической частью величия обшей Отчизны дружных народов и в материальном, и в духовном отношении, в том числе и педагогическом.
Диалектику национального и общечеловеческого следует понимать, как сложный процесс взаимодействия общего и отдельного, объективных и субъективных факторов, в основе которой определяющей силой является общее, а не отдельное. Национальное должно служить общечеловеческим целям, находить в нём свое выражение. Только при таком условии возможна гармония между этими началами.
Национальное воспитание - это воспитание на культурно-историческом опыте родного народа, его традициях, обычаях, обрядах, многовековой воспитательной мудрости.
Национальная система воспитания основывается на позициях семейного воспитания, народной педагогики, научной педагогической мысли.
Суть национальной системы воспитания раскрывается в основных научных понятиях: национальное воспитание, национальная система образования, этнопедагогика, национальная научная педагогика, национальное сознание и самосознание, национальное мировоззрение, национальная философия, национальная идеология.
Осветим возможности становления человека культуры в этнопедагогике крымских татар.
Выдающийся просветитель и педагог И. Гаспринский (1851-1914) в книге «Правила поведения на Востоке и на Западе» писал, что мусульмане придают особенно большое значение правиламповедения.
Образ жизни, нормы морали и этики мусульманина регламентируются шариатом («шериат») - сводом правил и выработанной веками системой законов - адатом («адет» - обычай).
Этикет, который соблюдают сегодня крымские татары, вобрал в себя традиционные народные правила и такие универсальные общечеловеческие ценности, как почтительное отношение к старшим, родителям, женщинам, гостеприимство, понятия чести, достоинства, такие черты характера, как доброта, скромность, честность и порядочность.
Любовь к ближнему, уважение и согласие объединяют крымских татар. Эта мудрость закреплена в пословицах, например, «Къайда бирлик - анда тирлик (Где единство - там и мир)».
Старшим по возрасту обязательно уступают место, встают, когда они входят или выходят из помещения. В некоторых домах есть традиционно убранная комната для уважаемых стариков.
В присутствии старших молодой человек больше слушает, чем говорит: «Сув-кичикнинъ, сёз-буюкнинъ (Воду - младшему, слово-старшему)».
Просьбы старших по возрасту стараются выполнить. Не принято выражать старшим свое недовольство, смотреть на них исподлобья, хмурить брови. Нельзя курить в их присутствии, особенно в присутствии отца. Вместе с тем в отношениях старших и младших отсутствует тот «принцип смирения и кроткости», который лишает младших своего мнения, воли и разума. Многое зависит от ситуации общения, так как мнение молодого бывает очень ценным.
Обычай почитать родителей и стариков является одним из основных. Как роковое предупреждение звучит народная пословица: «Баба-ана ынджиткъан онъмаз (Печален конец того, кто огорчает родителей)».
Авторитет родителей непререкаем: «Анасыны, бабасыны къорчалагъанны Алла къорчалар (Кто оберегает от невзгод отца и мать, того Бог бережет)».
Родители традиционно живут с младшим сыном, с его семьей. Отсюда и поговорка: «Тузлу-тузсыз-огълумнынъ эви (Как бы ни было, но это дом моего сына)».
Воспитанность - одна из основных ценностей народа. Добру учат с детства вопреки бытующему выражению: «Яхшылыкъкъа яхшилыкъ къайтмай (От добра добра не ждут)». Оно опровергается мудрой народной пословицей «Яхшылыкъ яп да, денъизге быракъ, адам бильмесе,балык билир (Букв.: Сделай добро и брось в море, если не человек, так рыба поймет)», что означает: «Делай добро и ничего за него не проси».
Вдохновенный и честный труд испокон веков определял культуру народа: «Элял шиле-отьмегинъ элял олсун (Честно трудись и ешь честный хлеб)», «Ишинъ ве ашынъ элял олсун (Пусть труд твой будет честным, и еда пусть будет приобретена на честно заработанные деньги)».
Беспредельная любовь к Родине - одна из главных ценностей народа («Ватан севгиси севгилернинъ энъ буюгидир»).
А.С. Пушкин писал с нескрываемой симпатией о гостеприимных татарах и сегодня не нарушивших этой традиции:
Кто видел край, где роскошью природы
Оживлены дубравы и луга,
Где весело шумят и блещут воды
И мирные ласкают берега...
Я помню вод веселые струи,
И тень, и шум - и красные долины,
Где в тишине простых татар семьи
Среди забот и с дружбою взаимной
Под кровлею живут гостеприимной.
Все живо там, все там очей отрада,
Сады татар, селенья, города,
Отражена волнами скал громада,
В морской дали теряются суда,
Янтарь висит на лозах винограда;
В лугах шумят бродящие стада...
Любовь к родному языку («тувгьан тиль») прививается с детства. Язык - носитель духовных ценностей народа: в нем его обычаи, этнопедагогика, история.
Исстари высоко ценятся образование и образованные люди, глубоко владеющие фундаментальным знанием: «Алимнинъ мерекеби шеитнинъ къаны киби мукъаддестир (Чернила ученого и кровь погибшего за правое дело священны)».
Поддержка, стремление помочь нуждающемуся в помощи - основной менталитет народа, воспитываемый в детях и вюношестве.
Мир сегодня объединен заботой о воспитании гражданина всей планеты и роль этнопедагогики в этом неоспорима.
Изучение этнопедагогики стимулирует привитие любви к родному языку, этническим ценностям, к своей Родине.
Ведущая роль этнопедагогики - достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека. Народная педагогика утверждает воспитание как общую и вечную категорию. А вечность воспитания - это вечный труд, вечная забота, вечная любовь...
Изучая этнопедагогику, следует помнить, что это наука о любви - о любви к человеку независимо от цвета кожи, глаз, языка. Ведь люди мира хоть и говорят на разных языках, но смеются и плачут одинаково. На Земле не существует больших и малых народов, нет хороших или плохих наций. У каждого народа есть высокие духовные идеалы, и в любой среде этноса, к сожалению, есть циники, варвары. Но если на цинизм и варварство мы будем реагировать не ненавистью, а терпением и воспитательным воздействием, мир станет намного лучше.
Библиографическая ссылка
Белялова М.А. РЕСУРСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 60-65;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6022 (дата обращения: 21.11.2024).