Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030401.65 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ «ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И ПСИХОТЕРАПИЯ»

Белялова М.А. 1 Чалов В.Н. 1 Мороз В.А. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»

За два года существования новой специальности Клиническая психология на кафедре педагогики и психологии сконцентрирован необходимый материал для проведения учебно-ознакомительной и учебно-исследовательской практик, проводимых в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и Основной образовательной программой во втором и четвертом семестрах.

В процессе учебно-ознакомительной практики у студентов формируются представления о необходимой подготовке и практической деятельности клинического психолога в учреждениях Министерства здравоохранения и социального развития и Министерства образования и науки России, в государственных и частных медицинских и немедицинских учреждениях. Системно осуществляется овладение знаниями о специфике профессиональной деятельности клинического психолога в учреждениях здравоохранения, образования и социальной помощи населению, а также принципами практической и исследовательской деятельности в сфере клинической психологии, направленной на решение комплексных задач психологической диагностики и экспертизы, консультирования; реабилитации и профилактики расстройств и трудностей адаптации и самореализации, психических и поведенческих расстройств, соматических заболеваний; овладению этикой профессиональной деятельности клинического психолога. Учебно-ознакомительная практика располагает знаниями студентов о понятиях психического и психологического, норме и патологии психики и поведения, о сознании и высших психических функциях, их нарушениях, о личности и ее расстройствах; умениями описывать поведение человека в психологических понятиях и терминах; навыками выделять, анализировать и описывать особенности феноменологии психического и психологического в структуре внешнего поведения и деятельности человека. Эффективность данной практики обеспечивалась знанием анатомии центральной нервной системы, распознаванием внешних проявлений поражения центральной нервной системы в психике и поведении человека; умением выдвигать гипотезы о возможном участке поражения ЦНС человека, исходя из особенностей его психического реагирования и поведения; формулировать в нейроанатомических понятиях и терминах возможную причину расстройств психики и поведения человека. Философский аспект содержания практики обеспечивался знаниями о феномене психического в структуре онтологического, гносеологического и телеологического концептов анализа человека как сущности, о материалистическом, идеалистическом, диалектическом, дуалистическом и холистическом взглядах на проблему соотношения «души» и «тела», об антропоцентрическом подходе к анализу жизнедеятельности человека, о современных морально - этических принципах отношения к человеку, умением общаться на гуманистически ориентированных морально - этических началах.

Содержание практики предполагало изучение особенностей рынка труда в профессиональном устройстве клинического психолога; организационной структуры и управления деятельностью лечебно - профилактических учреждений; правовых основ профессиональной деятельности клинического психолога в различных учреждениях. Изучение профессиональной деятельности клинического психолога основывалось на теоретическом анализе государственных образовательных стандартов, в котором конкретизированы цели, задачи и направления деятельности клинического психолога, содержание образования и концептуальные основы всех видов практики, в том числе супервизии. Работа по анализу ФГОС сопровождалась разработкой профессиограммы клинического психолога, изучением отношения населения к работе клинического психолога. Встречи с практическими клиническими психологами обогатили представление студентов о реальной работе, разнообразной и по форме, и по содержанию. Посещение ГБУЗ «Детская краевая клиническая больница» познакомило с основами профессиональной деятельности клинического психолога в области охраны здоровья детей и подростков. ГБУЗ «Специализированная психиатрическая больница №7» расширила диапазон профессиональных особенностей деятельности клинического психолога. Процесс учебно-ознакомительной практики способствовал развитию профессиональных компетенций студентов - будущих клинических психологов: готовности к активной коммуникации и информационно - аналитической деятельности (поддержание активных контактов с коллегами); владения необходимыми знаниями об основных направлениях клинико-психологических вмешательств; умения выявлять и анализировать информацию, необходимую для определения целей психологического вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик; знания об основных видах экспертной деятельности, роли психолога в различных видах экспертизы, содержания основных нормативных документов и этических принципов, регламентирующих деятельность психолога в экспертной практике; готовности к постановке инновационных профессиональных задач в области практической деятельности. Студенты в период данной практики конкретизировали цель профессионального образования по специальности «клиническая психология», были объектом для профессиональной адаптации второкурсников в контексте учебной практики: они системно проводили на первокурсниках эмпирические исследования с последующим анализом полученных результатов; знакомили их с технологией подбора и проведения диагностических процедур, делились опытом статистической обработки эмпирических данных. Посещение лечебных учреждений способствовало созданию модели профессиональной деятельности клинического психолога.

Процесс осуществления учебно-исследовательской практики был направлен на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Студенты овладевали способностью понимать современные концепции картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии; к владению культурой научного мышления, обобщения, анализа, синтеза фактов и теоретических положений. Практика предоставила возможность продемонстрировать владение основными математическими и статистическими методами, стандартными статистическими пакетами для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач; умение проводить научно - исследовательские и научно - практические работы, осуществлять библиографическую и информационно - поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов и заключений.

Развитие профессиональных компетенций предполагало готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющей возможности для развития исследований, проверка и оценка существующих методов, техник и моделей, выявление возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии. Уделялось серьезное внимание умению разрабатывать дизайн психологического исследования: формулированию проблемы и гипотезы, генерированию теоретического контекста конкретных исследований, определению параметров и ресурсов для психологических исследований, описанию методологии, планированию и проведению исследования. Представляло исследовательский интерес владение приемами анализа полученных данных, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверки соотношения теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде научных статей и докладов.

Умение выявлять и анализировать информацию о потребностях пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг) с помощью интервью, анамнестического метода и других клинико-психологических (идеографических) методов осуществлялось в лечебном учреждении.

Одновременное проведение двух видов практик (учебно-ознакомительной и учебно-исследовательской) предоставило возможность студентам двух курсов (первого и второго) проводить запланированные исследования. Так, студенты второго курса продемонстрировали умение самостоятельно проводить исследование психических функций, состояний, свойств личности и интеллекта, а также психологических проблем, конфликтов, уровня и способов адаптации, личностных ресурсов и межличностных отношений в соответствии с психодиагностическими задачами и этико-деонтологическими нормами, обработку и анализ полученных данных, интерпретировать результаты исследования. Студенты первого курса провели исследование ценностных приоритетов старшекурсников и провели качественный анализ полученных данных с последующей интерпретацией и содержательными рекомендациями по развитию и совершенствованию ценностного поля исследуемых.

Умению формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, отвечающее целям исследования в контексте психологической теории, владению навыками обратной связи для обеспечения пациента (клиента) и медицинского персонала (заказчика услуг) информацией о результатах диагностики, формулированию рекомендаций было посвящено заседание круглого стола с приглашением специалистов в области здравоохранения и клинической психологии, продемонстрировавших обоюдный интерес к постановке инновационных профессиональных задач в области научно - исследовательской и практической деятельности.

Интересны рефлексивные впечатления студентов: первокурсники к концу года благодаря анализу федеральных государственных образовательных стандартов и основной образовательной программе по специальности «Клиническая психология» просветились относительно не только содержания образования, но и направлений будущей профессиональной деятельности, что предоставило им возможность конкретизировать как цель профессионального образования, так и будущую профессиональную деятельность; второкурсники испытали серьезные волнения при проведении эмпирических исследований у первокурсников своей специальности и у бакалавров, показавших не только разную этическую культуру, но и направленность личности. Характерны выводы о необходимости на этапе поступления в вуз ознакомления абитуриентов с нормативно - правовыми документами, определяющими стратегию и тактику профессионального образования по специальности в данном высшем учебном заведении. Качественным результатом учебно-исследовательской практики явились научные статьи, подготовленные для публикации в сборнике материалов научно - практической конференции с международным участием «Экспериментальные исследования в образовании».


Библиографическая ссылка

Белялова М.А., Чалов В.Н., Мороз В.А. ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030401.65 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ «ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И ПСИХОТЕРАПИЯ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 75-78;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6025 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674