Возрастание роли науки в социальном прогрессе, проникновение ее во все сферы жизни людей, зависимость качества подготовки будущего специалиста от исследовательской направленности образовательного процесса сделали актуальной проблему научно-исследовательской подготовки кадров. Ее важным аспектом выступает формирование у будущего специалиста исследовательских умений, что обусловливает необходимость обеспечения у студентов исследовательского подхода к жизни, профессии и самому себе.
Значимость исследовательского подхода для личности и будущей деятельности раскрывается:
а) как необходимость для определения стратегии жизни и развития различных видов научного мышления (К.А. Славская), востребуемых той или иной профессией:
- методологического (О.С. Анисимов, А.А. Греков, В.В. Краевский, Э.Э. Слабунов, В.А. Сластеннин);
- аналитического (А.С. Асмолов, В.С. Библер, Ю.З. Гильбух, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов);
б) как условие творчества, где исследование - его обязательный элемент (Д.Б. Богоявленская) и основная характеристика инновационной направленности коллективной деятельности (М. Вассерман, Н.С. Каган, А.Я. Пономарев, Н.С. Пряжников, А.А. Реан, Т. Фель);
в) как фактор профессионального самопроектирования студентом исследовательских возможностей в процессе вузовского образования (Н.В. Кузьмина, Т.И. Шамова);
г) как основа профессионального самопроектирования студентом исследовательских возможностей в процессе вузовского образования (А.В. Брушлинский, Дж.К. Джонс, В.В. Загвязинский, В.А. Лисичкин, С.И. Портнов) и самостоятельной деятельности на основе оперирования информацией о личности, окружающей среде и деятельности в ней (И.В. Блауберг, Б.Ф. Ломов, В.Н. Садовский).
Непосредственно организации исследовательской деятельности студентов в вузе и ее методическому обеспечению посвящены работы Г.А. Бордовского, В.И. Горовой, М.П. Дворжецкой, В.И. Мареева, В.А. Шаповалова. В рамках этого направления обсуждается и проблема формирования исследовательских умений (Д.Б. Богоявленская, Е.Г. Бушканец, Н.Е. Варламова, В.П. Кваша, О.И. Митрош, А.И. Цесник).
Однако данный процесс в его полной системной выраженности и совокупной направленности (комплекс исследовательской умений применительно к своему настоящему и будущему, реальным условиям вузовской жизни, проектированию предстоящей профессиональной деятельности) пока недостаточно реализован в контексте личностного развития: исследование студентом своих возможностей применительно к жизненным обстоятельствам, профессии, производственным процессам, самому себе.
В вузе отрабатывается система формирования у студента профессионально-исследовательского подхода к образованию и жизни:
- в образовательном процессе в определенной последовательности формируются три группы исследовательских умений: ориентационно - оценочные, конструктивно - оформительские, информационно-аналитические[1];- процесс формирования основных исследовательских умений включает в себя диагностику подготовленности студента к научно-исследовательской деятельности, ее мотивацию; организацию учебного процесса на исследовательской основе; перестройку отношения к себе как специалисту-исследователю;
- исследовательские умения оптимально реализуются на базе внедрения в практику трех основных образовательных технологий: проблемно-поисковой, критериально-ориентировочной, имитационно-моделирующей;
- эффективность формирования исследовательских умений студента обеспечивается аналитической направленностью учебного процесса в вузе, включением образовательных технологий проблемного характера, развитием познавательной самостоятельности студентов и обеспечением их коллективной или совместной исследовательской деятельностью с преподавателем;
- факторами формирования исследовательских качеств в единстве с учебными выступают ориентация на разрешение познавательных и профессиональных противоречий в образовательном процессе, самостоятельный характер решения студентом профессионально значимых задач, прогнозирование результатов учебной и научно-исследовательской деятельности, комплексная мотивация профессионально-направ-ленного самоисследования.
Под мышлением принято понимать «внутреннее активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями, чувствами и волей, воспоминаниями, ожиданиями и т.д., чтобы получить необходимую для жизни директиву» [2].
Однако мышление определяется и по-иному: как оперирование информацией для формулировки глобальных обобщений как постоянная перегруппировка всех возможных вариантов решения проблем в сознании и т.д. (Д.И. Фельдштейн, О.К.Тихомиров).
Различают несколько видов мышления в зависимости от характера и назначения мыслительных акций: эмпирическое, конкретное, абстрактное, априорное, ситуативное, тенденциозное (Н.Д. Никифоров). В вузе, в первую очередь, речь идет о понятийном, символическом и абстрактном мышлении, предельно необходимом для научного осмысления изучаемых процессов и явлений окружающей действительности (В.В. Краевский, Н.Д. Никандров).
Мышление-процесс познания истины. В мышлении цель-постижение истины, а результат-объективность как качество личности или мудрость, т.е. проникновение чувства ценности в жизнь.
В науке определились функции исследовательского мышления в профессиональной подготовке кадров: интен-сификация развития интеллекта как целого, формирование аналитического отношения ко всем видам информации, понимание инструментария научного анализа как приоритета теоретического мышления над эмпирическим, ускорение всех адаптационных процессов, прог-нозирование и планирование своего будущего в жизненном самоопределе- нии, преобразование образа жизни и характера деятельности на творческих началах.
Широкие связи исследовательского мышления с другими процессами и личностными образованиями отражены в рисунке 1[1].
В гуманитарном вузе ориентация на приоритетное развитие исследовательс-кого мышления предполагает решение ряда дидактических и воспитательных задач:
1. Оптимальное развитие профессионального сознания и самосознания. Этой проблеме посвящены исследования В.В. Горшковой, В.И. Горовой, И.Я. Лернера, Е.Н. Шиянова, А.И. Шутенко.
2. Обеспечение высокого уровня профессионализма. В.М. Полонский, П.И. Пидкасистый, Н.С. Пряжников считают, что содержание информации переходит в профессиональное сознание и мировоззрение через системное, частью которого является исследовательское мышление.
3. Психологическая подготовка к социальной ситуации выживания, профессиональной адаптации, социальному и профессиональному самоопределению (А.С. Анисимов, А.А. Петраков, А.А. Разин, В.Н. Пушкин).
4. Самоадаптация к неблагоприятным и вредным явлениям в жизни, что предполагает гибкость мышления и мгновенную ориентацию человека в конкретных обстоятельствах (М.В. Богуславский, А.И. Уемов).
5. Обобщение опыта социальной практики по закрытию «черной дыры невежества», которое возможно на основе научного подхода в сфере отношений человека и общества, гуманизма, этики, эстетики, культурологи и правопослушания (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, В.В. Горшкова, О.И. Митрош).
Цель реализации профессиональной психологии и педагогики - организация исследовательского мышления в вузе как основы подготовки специалистов в сфере социально-культурной жизни на исследовательских началах, что предполагает всемерное развитие УИРС и НИРС в учебном процессе (Е.Г. Бушканец, Е.В. Водопьянова, М.В. Ковалева, О. Кюльпе). Поэтому педагогические концепции развития мышления студентов предполагают создание программ переквалификации преподавателей на основе усвоения следующих идей: современное образование, обучение как развитие мышления, новые вузовские технологии, УИРС и НИРС в профессиональной подготовке.
Библиографическая ссылка
Белялова М.А. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ СТУДЕНТА В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 78-81;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6026 (дата обращения: 21.11.2024).