Важная роль в сохранении и укреплении здоровья населения страны принадлежит среднему медицинскому персоналу как одной из значимых составляющих кадрового ресурса здравоохранения.
Период обучения в высшем учебном заведении выступает важнейшим этапом профессионального становления и самоопределения будущего специалиста сестринского дела в силу потенциальных возможностей целенаправленного и, в достаточной мере, контролируемого создания условий для саморазвития и активизации профессиональной и жизненной позиции специалиста [3].
Между тем, в ходе анализа процесса обучения студентов в современных условиях медицинского образовательного учреждения выявляется ряд противоречий [2]:
- между требованиями к качеству подготовки специалиста медицинского профиля и уровнем общей подготовки студентов, их мотивации на познавательную и профессиональную деятельность;
- достаточно большим объемом новой информации, получаемой студентами, и их неспособностью в основной массе работать самостоятельно, творчески, что приводит к неумению применять на практике имеющиеся знания;
- между требованиями к технологичному, высокопрофессиональному овладению профессией и недостаточным развитием профессиональных качеств личности медицинского работника в процессе обучения.
Разрешение данных противоречий может служить источником развития и укрепления мотивационной сферы будущего медицинского работника, повышения его профессиональной компетентности. Неотъемлемые атрибуты современного молодого человека - мобильность, умение быстро и адекватно реагировать на изменяющиеся условия. Соответственно, чтобы гарантированно замотивировать современного студента и доказать его дальнейшую востребованность на рынке труда нужно создать образ современного медицинского работника как мобильного, адекватно реагирующего и при этом социоактивного, способного легко находить общий язык с пациентами - профессионала [1].
В сегодняшних условиях использование традиционной информационной модели обучения становится малоэффективным. Важно, чтобы студенты активно стремились и могли учиться в самостоятельном режиме [5]. В условиях быстрого устаревания и массового появления новых теоретических знаний человек, имеющий высшее образование, не только должен знать теорию, а и уметь её самостоятельно использовать на практике. Такая ситуация требует применения принципиально иных подходов к преподаванию в системе высшего сестринского образования [6].
Перспективным представляется переход от информационного обучения к деятельному, проблемному и контекстному обучению с акцентом на самостоятельную работу студентов. Известно, что информационное обучение направлено на передачу знаний от преподавателя к учащемуся, деятельное обучение - на приобретение знаний в процессе деятельности, проблемное обучение - на приобретение знаний в процессе решения проблем, контекстное обучение - на приобретение знаний, необходимых для работы в конкретной клинической ситуации. Новые подходы к обучению могут реализовываться путем выполнения студентами системы учебно-профессиональных заданий, практикумов, задач, проведения практико-ориентированных тренингов, ролевых и деловых игр, а также вовлечения студентов в волонтерское движение [4].
Волонтерская деятельность студенческой молодежи - это не только один из путей формирования и демонстрации гражданской политики, но это также одна из действенных форм активации, организации и самореализации молодежи. Формирование профессиональной компетентности студента вуза посредством волонтерской деятельности предоставляет студентам возможность обучиться необходимым видам трудовых навыков, приобрести профессиональный и жизненный опыт, и самое главное сформировать профессиональную компетентность. Выполняя те или иные задачи в процессе волонтерской деятельности, молодые люди начинают понимать, в какой мере сформированы у них необходимые умения и навыки, какова их социальная значимость, будущая востребованность как специалистов на рынке труда [9].
Практическая часть традиционного образования, включающая ознакомительную, производственную и преддипломную практику, не всегда полностью способствует формированию профессиональной компетентности, так как при прохождении практики многие студенты не задумываются о том, что им предстоит искать работу, столкнуться с тем, что они как специалисты могут быть не востребованы [8]. Студенты, проявляющие активность в общественно значимой работе, получают дополнительные возможности: значительно расширяются профессиональные знания; трудовая деятельность происходит под контролем и под руководством преподавателей; расширяется практика общения; возникает понимание своей роли в оказании помощи населению; в результате контактов с работниками муниципальных образований повышаются возможности трудоустройства [7].
Общественно-значимая работа благотворно влияет также на морально-нравственное воспитание студентов, которые осознают, что их работа непосредственно помогает людям в решении разнообразныхпроблем.
Участие обучающихся в волонтерском движении способствует достижению следующих результатов: в понимании студента «средний медицинский персонал» ассоциируется с образом специалиста-медика, в котором обобщены не только необходимые знания, и навыки, но и актуальные профессионально значимые ценности; условия и формы работы по формированию у студентов социально ценностного отношения к профессии способствуют оптимальному профессиональному становлению и развитию медицинского работника на основе признания ценности жизни, здоровья и личности; студентам обеспечиваются более широкие возможности эффективного профессионального становления и дальнейшего роста, более комфортное вхождение в трудовые коллективы и социум; приближается оказание своевременной помощи студентам со стороны педагогов в преодолении трудностей освоения социальных ценностей медицинской профессии; в процессе развития социально-ценностного отношения к профессии, осознанно совершенствуются профессиональное мастерство, социально и профессионально значимые качества личности, необходимые для успешного осуществления медицинской помощи пациентам.
Таким образом, участие в волонтерском движении является одним из наиболее эффективных способов мотивациисовременных студентов медиков, позволяет с большей эффективностью развивать интерес к учебным предметам и будущей профессиональной деятельности, стимулировать любознательность и творческую активность, пробуждать способность студентов самостоятельно мыслить, перерабатывать и систематизировать разнообразную информацию.
Библиографическая ссылка
Городин В.Н., Зотов С.В., Наумов Г.Н., Шемшура А.Б., Ефремова М.В. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ СЕСТРИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 110-112;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6037 (дата обращения: 21.11.2024).