Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ МЕНЕДЖМЕНТА СТУДЕНТАМИ-МЕДИКАМИ

Гурбич Г.И. 1 Шильцова Т.А. 1 Пильщикова В.В. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Веснин В.В. Основы менеджмента: учебник. – Москва: Проспект, 2014. – 320 с.
2. Менеджмент в здравоохранении / Н.Г. Петрова, Н.И. Вишняков, Е.Н. Пинегина, И.В. Додонова. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 256 с.: ил.
3. Основы экономики для студентов медицинских учебных заведений: учеб. пособие / под ред. Б.А. Войцеховича. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 347, [2] c. – (Медицина).

Проникновение рыночных отношений в Российскую систему здравоохранения, уровень формирования негосударственного сектора медицинских услуг, высокая степень развития предпринимательства в медицине - это существенная трансформация форм, методов, и организационно-правовых структур управления процессами, протекающими в системе здравоохранения. Поэтому, по мере становления рыночных отношений в системе здравоохранения, развития в ней предпринимательской деятельности, преобразования организации управления повышается интерес к менеджменту в медицине.

Аналогично, одной из инноваций, пронизавших в современный период не только профессиональную деятельность, но и практически весь уклад жизни россиянина, является термин «менеджмент» [1].

Применительно к медико-профилактической деятельности понятиями «менеджмент» и «менеджер» можно объединить следующие составляющие:

- управление производственно-хозяйственной деятельностью государственных организаций сферы здравоохранения, которые непосредственно оказывают медицинские услуги;

- управление предпринимательской деятельностью коммерческих организаций здравоохранения со стороны наемных управляющих, привлеченных собственниками;

- управление медицинским, вспомогательным персоналом, выполняющим медицинские услуги.

Менеджмент в здравоохранении - это наука управления, регулирования и контроля финансовыми, трудовыми и материальными ресурсами медицины [3].

Любая организация, занимающаяся лечебно-профилактической деятельностью, может быть объектом менеджмента. Цель менеджмента в здравоохранении связана, прежде всего, со снижением потерь общества от заболеваемости, инвалидности и смертности населения при имеющихся ресурсах.

Наиболее эффективное достижение цели путем повышения качества лечебно-профилактических мероприятий и рационального использования ресурсов здравоохранения является главной и первостепенной задачей управления здравоохранением.

Генеральный, или общий, менеджмент заключается в управлении медицинским учреждением в целом. На направление генерального менеджмента в лечебно-профилактических учреждениях в первую очередь влияет политика государства по охране здоровья населения. Как правило, это законы, нормативные акты, финансирование, определение объема платной и бесплатной медицинской помощи. Также на стратегию генерального менеджмента влияют географическое расположение и технические особенности лечебно-профилактического учреждения, доступность медицинской помощи, обеспеченность квалифицированным персоналом, покупательная способность пациентов.

В системе здравоохранения применяются различные виды менеджмента:

- функциональный, или специальный, менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности лечебно-профилактического учреждения и его звеньев;

- инновационный менеджмент заключается в необходимости вложений в испытание и внедрение новых методов диагностики и лечения, их сертификации;

- финансовый менеджмент зависит от степени прибыльности учреждения и от источника финансирования;

- профессиональный, или персональный, менеджмент определяет размер заработной платы медицинских работников, возможность экономического стимулирования, возможность повышения квалификации, социально-психологический климат в коллективе [2].

В системе управления здравоохранением на уровне субъекта Российской Федерации, административной территории или отдельно взятой организации здравоохранения выделяют три уровня управления: стратегический, тактический, оперативный.

Стратегический уровень, как правило, представлен главным врачом лечебно-профилактического учреждения, специалистом с высшим профессиональным образованием. Это самый сложный и ответственный уровень в системе управления здравоохранением. В его функции входит разработка и принятие решений с учетом реальных и потенциальных возможностей системы здравоохранения субъектов Российской Федерации. От правильности выбранного приоритета, четкости поставленных целей и задач, корректности разработанных моделей конечных результатов зависит эффективность использования имеющихся ресурсов, повышение уровня качества оказываемой населению медицинской помощи, и в конечном итоге - здоровье населения.

Тактический уровень представлен заместителями главного врача по медицинской части. Это специалисты с высшим медицинским образованием. Данный уровень несет ответственность за оптимальное распределение ресурсов в соответствии с выбранным на стратегическом уровне решением, функционирование отдельных служб в организации здравоохранения.

Оперативный уровень - начальники подразделений, не имеющие в подчинении других руководителей и состоящий из двух уровней:

- заведующие структурными подразделениями - специалисты с высшим образованием, имеющие сертификаты по своему профилю и дополнительное образование, полученное на факультете усовершенствования врачей;

- главные и старшие медицинские сестры - специалисты с высшим или средним сестринским образованием. Этот уровень обеспечивает эффективное выполнение принятых решений в своих подразделениях.

Оперативный уровень отвечает за практическую реализацию принятых на стратегическом и тактическом уровнях решений. Здесь реализуется учет, анализ и контроль медицинской деятель-ности.

Для грамотного управления здравоохранением различных уровней, будущим врачам необходимы знания основ менеджмента, которые способствуют формированию у студентов теоретических знаний и навыков, позволяющих рассматривать управление как процесс постоянного совершенствования и развития системы управления.

Изложение практических аспектов эффективности управления предполагает обучение навыкам коммуникаций, основам системного мышления, организационных отношений, разработки и принятия управленческих решений как определяющего фактора организационной эффективности управления с учетом вероятного воздействия факторов внешней и внутренней среды на принятие грамотных управленческих решений.


Библиографическая ссылка

Гурбич Г.И., Шильцова Т.А., Пильщикова В.В. АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ МЕНЕДЖМЕНТА СТУДЕНТАМИ-МЕДИКАМИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 116-118;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6040 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674