Сегодня общество и экономика существенно изменили требования к образованию. Основной акцент при подготовке студента сделан на общее интеллектуальное развитие, поощрение креативности и самостоятельности. Цель профессионального образования - подготовка конкурентноспособного специалиста, свободно владеющего своей профессией, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, освоившего исследовательские умения.
Исследовательская деятельность студентов является неотъемлемой составной частью обучения и подготовки квалифицированных специалистов, способных самостоятельно решать профессиональные задачи. Она содействует формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации освоенных компетенций, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт. По мнению ряда авторов [1,2,3], обучение исследовательской деятельности состоит из усвоения процедур и из развития умений и навыков исследовательской деятельности. Миссия научно-исследовательской деятельности заключается в обеспечении инновационного фундамента модернизации образования.
Исследовательские умения подразумевают активизацию деятельности, самостоятельный поиск знаний, анализ результатов исследования, умелое применение знаний на практике с целью решения поставленных задач. Познавательная самостоятельность является главной составляющей исследовательских умений студента, который овладевает знаниями и способами деятельности. Сегодня проблема заключается в том, что у выпускников школ не достаточно сформированы исследовательские умения, поэтому большая роль отводится совместной работе преподавателя и студента. Перед преподавателем стоит ответственная задача формирования студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает формирование умений планировать, организовать свою деятельность, полноценно учиться.
Исследовательская деятельность студента проявляется в выполнении курсовой работы, которая предполагает увеличение самостоятельной работы, что находит отражение в выборе темы, подборе литературы, постановке цели и конкретизации ее в задачах исследования, выборе методов и диагностических методик. В помощь студентам ФСПО КММИВСО введен факультатив «Методика НИР».
На 4 курсе студенты выполняют выпускные квалификационные работы, которые предполагают обязательную защиту в рамках итоговой государственной аттестации с оценкой независимой комиссии. Дипломная работа является логическим продолжением курсового проекта, которая выполняется на более высоком теоретическом и практическом уровнях. Каждому студенту выдается задание по выполнению работы под научным руководством опытного преподавателя, который помогает студенту в выборе темы и методов исследования, консультирует студента в процессе исследования, проверяет и дает отзыв о работе.
Исследовательская работа студента проводится поэтапно: составление программы и плана работы, сбор материала, разработка собственного материала, анализ полученных результатов, рекомендаций, предложений, внедрение результатов исследования в практику.
Тематика дипломных работ обязательно согласовывается с работодателями и охватывает широкий круг вопросов по ведущим направлениям медицины: акушерство, хирургия, онкология, терапия, педиатрия, реаниматология. Содержание дипломной работы отражает современное состояние проблемы в научной отечественной и зарубежной литературе, отражает конкретные предложения по решению рассматриваемой проблемы. Основные требования к тематике дипломных работ студентов являются: ежегодное обновление, возможность проведения исследования на практике, доступность предмета исследования, статистического и эмпирического материала, литературы.
Широкое ознакомление с результатами исследовательской работы студентов происходит благодаря выставкам студенческих работ, участию в конкурсах, в работе научно-практических конференций.
В результате выполнения исследовательской деятельности студенты достигают способность определять проблему, создать план работы, получают навык отбора и анализа источников и литературы, могут последовательно и полно излагать материал исследования, делать обоснованные выводы, оформлять документацию в соответствии с требованиями.
Опыт показывает, что приобретенные студентами навыки творческой исследовательской работы помогает им быстрее адаптироваться в профессиональной среде, быть конкурентноспособными в новых экономических условиях.
Библиографическая ссылка
Егорова Н.А., Рудеева О.А. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 124-125;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6043 (дата обращения: 21.11.2024).