Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

АКЦЕНТУАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аманбаева Л.И.
Духовный кризис в обществе достиг критической массы: об этом свидетельствуют все основные информационные источники, многочисленные факты и аналитические сводки. Вопрос должен обсуждаться не в плоскости констатации этого исторического факта, а в плоскости того, какими идеями, концептами, направлениями, формами, средствами попытаться улучшить данную ситуацию. Главным в этом является разумная (продуманная и целенаправленная), систематическая, реальная практическая работа со школьниками и студентами.

Нравственность, равно как и её падение, всегда имеет опытный характер, т.е. определяются общественной средой и теми действиями, которые происходят в ней. Общественные действия закрепляются в сознании человека реактивными стимулами и в силу этого носят долговременный характер. Это фундаментальное психологическое положение было выдвинуто Выготским Л.С. ещё в 20-годы прошлого века и в дальнейшем независимо от него легло в основу бихевиоризма и бихевиористкой педагогики. Выготский считал, что зло, равно как и добро, всегда опытного характера. Отсюда следует, что наше общество находится в труднейшем положении во всех сферах жизнедеятельности, особенно в области воспитания и развития человека. Советский невролог и психиатр Бехтерев В.М. доказал внушающий характер воспитательного воздействия. Это медицинское обоснование психологического положения Выготского о закрепляющих реактивных стимулах. Опытный характер зла и добра имеет два важных признака, которые можно использовать в создавшейся общественной ситуации: 1) изменять общественную среду (это очень сложно и не всегда зависит от субъектов действия); 2) организовать педагогизацию среды посредством наступательной воспитывающей информации и практической работы, что вполне в наших силах.

Воспитательная работа со студентами с акцентом на усиление гражданско-патриотической направленности должна, на наш взгляд, решаться на основе следующих задач.

1) Насыщать теоретические занятия, внеаудиторную работу позитивной, креативной информацией из прогрессивного опыта отечественного и зарубежного общественного развития.

Например, физик на занятиях, кроме важного теоретического материала, вполне может уделить внимание для ознакомления студентов с биографией и общественно-полезной деятельностью ученых, сделав акцент на их личные качества и даже, возможно, на их гражданский подвиг. То же может сделать математик, преподаватель физкультуры и др. Таким образом, усиливается воспитательный потенциал преподаваемого предмета. К примеру, в нашем опыте включаются подобные материалы систематически, кроме того, и информация общекультурного плана (о книге Э.-М. Ремарка «Искра жизни», почему в СССР это замечательное произведение было запрещено и др.). Креативность информации проявляется в том, что создается ситуация обсуждения, анализа специально подобранных фактов, сведений. Студентам это очень нравится. Этот подход известен и называется «мозговым штурмом», но все дело в характере содержания и ракурсе его подачи.

2) Информировать студентов о гражданском обществе: его истории, прогрессивных признаках, современном состоянии, возможностях формирования его в России и др. Именно через эту информацию можно ознакомить студентов с прогрессивным опытом развитых стран мира и с отечественным прогрессивным опытом в сравнительном контексте.

В связи с этим нами была переработана программа курса педагогики без ущерба Госстандарту: перепланировались программные требования (дидактические единицы), исходя из особенностей содержания материала:

Таблица 1. Усиление гражданской направленности учебного материала (фрагмент)

Темы и программные требования

Корригируемые программные требования -информация: констатирующая, аналитическая

Проблема коллективного воспитания в развитии личности:

- философская обоснованность развития личности;

- полемика вокруг проблемы коллективного (группового) воспитания в отечественной и зарубежной педагогике

Раскрытие социальной детерминированности сущности человека, обоснованная отечественными философами и психологами в сравнении со взглядами зарубежных исследователей: Фромма, Франкла и др.

Проявление признаков коммунитарности в постиндустриальном обществе; социального капитала в гражданском обществе. Диалектика общего и индивидуального в постиндустриализме.

3) Усилить и придать новый акцент воспитательной работе в студенческих группах. У нас проводится много неплохих общих мероприятий, акций, но воспитательная работа требует группового, индивидуального подхода, обеспечивающего доверительный психологический контакт со студентами, что, в свою очередь положительно влияет на результат воспитания. Причем подобная работа должна быть систематической, а не от случая к случаю. Интересен японский опыт «группового воспитания», что очень напоминает нашу былую форму «культпоходов». В процессе этого формируется так называемое «корпоративное сознание», которое направлено на стимулирование общественной устремленности личности. На кураторских часах обсуждать злободневные проблемы, темы, вопросы, стараясь быть максимально честными, привлекая в союзники наиболее авторитетных людей, чьи дела приносят безусловную пользу обществу и государству. К сожалению, наши студенты всё хуже знают историю страны, особенно её советский период, но в то же время могут допускать вопиющее невежество и в современной ситуации. Необходимо разнообразить формы и методы воспитательной работы, внедряя больше креативного подхода.

4) Проводить планомерную работу в группах по изучению истории нашей страны, особенно её созидательного содержания, достижений, прогресса, гражданского подвига народа, родителей, родственников. Особо должна быть выделена история ВОВ и 2-ой мировой войны. Очень важно, чтобы молодежь знала, что Победу над фашизмом ковали представители самой образованной и прогрессивной части человечества. Сейчас, когда открыты многие засекреченные материалы, стали известны имена выдающихся людей Запада, которые бескорыстно помогали СССР в борьбе с фашизмом. Почему так было, надо найти ответ вместе со студентами. И тогда среди них исчезнут такие невежи, которые считают Суворова, Керенского, Каппеля Героями Советского Союза (из ответа студентки 2 курса на анкету, хотя это единственный случай, но, безусловно, вопиющий! В этом проявляется очень безответственная и противоречивая ситуация с преподаванием в школе отечественной истории).

5) Работать над повышением общей культуры студентов, особенно учитывая то, что многие из них из сельской глубинки. Каждый преподаватель обязан быть воспитателем, причем воспитывать не только назиданием, что тоже в меру полезно (Коменский подчеркивал: «школа без дисциплины, что мельница без воды», система дисциплинирования воспитанников Гербарта до сих пор популярна в европейских странах), а так же воздействовать личным высоконравственным примером. Среди преподавателей не должно быть стяжателей, грубиянов, пьяниц и прочих отрицательных личностей, в целом равнодушных людей. Гражданское и патриотическое воспитание не могут существовать и давать результат вне общей системы воспитания и характера общественной среды.


Библиографическая ссылка

Аманбаева Л.И. АКЦЕНТУАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 5. – С. 85-86;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=605 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674