Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА КАФЕДРЕ ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

Ионов А.Ю. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Борисов Ю.Ю., Шкилева Е.Ю. Психолого-педагогические аспекты работы медицинских сестер с соматическими больными пожилого и старческого возраста // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 4. - с. 63-64.
2. Змеев Л.Ф. Русские врачи-писатели / Л.Ф. Змеев. - СПб: Типография В.Ф. Демакова, 1886-89. - 900 с.
3. Ионов А.Ю. Ревматологические больные в клинической практике А.П. Чехова / А.Ю. Ионов // Научно-практическая ревматология. - 2007. - №5. - С. 100-103.
4. Ионов А.Ю. Некоторые страницы из истории 1-й городской больницы (Становление городской стационарно-поликлинической службы / А.Ю. Ионов, Ю.В. Ионов // Кубанский научный медицинский вестник. - 2003. - № 1-2 (62-63). - С. 211-213.
5. Ионов Ю.В. Доктор кто вы…? (размышления о "вторых дарованиях" врачей) / Ю.В. Ионов, А.Ю. Ионов. - Краснодар: Кубанский государственный медицинский университет, 2006. - 204 с.
6. Ионов Ю.В. Из истории медицины Кубани / Ю.В. Ионов, А.Ю. Ионов. - Краснодар: Традиция, 2009. - 176 с.
7. Литераторы-медики: 1500 имён. Краткий биобиблиографический словарь / М. Я. Каган-Пономарев. - М.: - Ижевск : R&C Dynamics, 2010. - 367 с.
8. Чикин С.Я. Врачи-философы / С.Я. Чикин. - М.: Медицина, 1990. - 384с.
9. Ющук Н. Д. Высшая медицинская школа глазами преподавателей, студентов, врачей и населения. Информационно-аналитические материалы по результатам социологического исследования / Н.Д. Ющук, Е.Е. Ачкасов, Ю.В. Мартынов, И.В. Мерсиянова, И.И. Солодова. - М.: Триада- Х, 2011. - 128 с.
10. D. Bryant A roster of twentieth-century physicians writing in English. Literature and Medicine [Электронный ресурс] -Режим доступа: http: //library. med. nyu.edu/ library/ eresources/ featured collections/ bryant/roster.html.
11. NewYorkUniversity (NYU) with their encyclopedic "Literature, Arts& Medicine Database" An associated resource is the "Medical Humanities" directory: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// medum.med.nyu.edu/directory.html. http://litmed.med.nyu.edu) and blog (http:// medhum.med.nyu.edu/blog/.

Повышение престижа и привлекательности медицинской профессии является важной составляющей правительственных мер по модернизации системы здравоохранения, среди которых особая роль отводится формированию позитивного примера личности медицинского работника [1,9].

С учетом этого, нам кажется важным в рамках практических занятий и самостоятельной работы студентов обсуждение такого распространенного в медицинском сообществе явления, как «медики вне медицины». Это феномен, когда медицинские работники проявляют свои «вторые дарования» и добиваются известности в не медицинских сферах деятельности - научной, общественной, культурной и других (медики-литераторы, музыканты, химики, географы, спортсмены и т.д.). Рассмотрение данного явления в учебно-воспитательном процессе, при подготовке будущего медицинского работника может, по нашему мнению, повысить интерес и уважение к личности и неординарному образу врача, среднего медицинского работника, повысит усвояемость изучаемого материала. Это, несомненно, будет полезным в повышении престижа медицинского образования и воспитании молодых поколений специалистов, избравших эту благородную профессию.

Интерес ко вторым дарованиям медиков существовал всегда, но как массовое явление он стал рассматриваться в основном с конца XIX и в XX-XXI веках [2,8,11]. В 1955 году создан «Всемирный союз писателей-врачей» (UMEM), имеющий свои филиалы в большинстве стран Европы и Америки. Под эгидой этой организации в ряде ведущих университетов мира ведется обширная работа, посвященная оценке гуманитарной роли врачей вне медицины. В 1993 году было создано и Российское общество медиков-литераторов. Известны несколько коллекций, посвященных вторым дарованиям медиков, каждая из которых содержит от 1 до 4 тысяч персоналий [5,7,8,10].

Существует много публикаций в нашей стране и за рубежом, чаще посвященных отдельным, наиболее известным медикам вне медицины - Ф. Рабле, А.П. Чехову, М.А. Булгакову, В.В. Вересаеву, Ж. Клемансо, Н.М. Амосову и т.д. Издаются монографии по этой проблеме [3,5,6,7,8].

В течение ряда лет на кафедре пропедевтики внутренних болезней на лекциях, практических занятиях, в рамках самостоятельной работы студентов и при проведении учебно-воспитательных мероприятий обсуждаются вопросы о «вторых дарованиях» врачей, готовятся доклады на ежегодных студенческих конференциях. Выбор персоналий, обычно, предопределяется изучением той или иной темы дисциплины. Например, при изучении приобретенных пороков сердца нельзя не вспомнить о выдающемся отечественном кардиохирурге академике Н.М. Амосове, который кроме напряженной работы в медицине, посвятил себя и литераторству, а также являлся одним из основателей биологической и медицинской кибернетики. Изучение заболеваний щитовидной железы, можно проиллюстрировать метким описанием тиреотоксического криза из романа известного английского врача-писателя А. Кронина «Путь Шеннона», а также поговорить о закономерных проблемах, которые возникают на пути любого молодого врача и т.д. [5,7]

Совместно со студентами для систематизации и анализа собранной информации была создана компьютерная база данных, включающая 1500 кратких биографий врачей вне медицины. База данных включала следующие показатели для анализа: исторический период, страну проживания, национальность, половую принадлежность, уровень медицинского образования и специальность, специальности в которых реализованы «вторые дарования», приверженность медицинской профессии. Это позволило систематизировать имеющийся материал, выявить особенности явления в разные исторические периоды, отметить приверженность тем или иным «вторым» профессиям, сделать некоторые выводы, характеризующие генез и сущность явления в целом.

Сопоставление биографий медиков «вне медицины» выявило некоторые общие черты и закономерности.

1. Вероятные причины возникновения и существования феномена «вторых дарований» врачей.

Преобладающие факторы:

  • высокий уровень и специфика медицинского образования, дающего широту взглядов, методологию и творческий подход к решению задач, невольно расширяющий пределы познания;
  • органичная связь медицины с другими отраслями знаний;
  • особенности личности: неудовлетворенность, желание как можно полнее реализовать свои интеллектуальные возможности, а в некоторых случаях и найти свое настоящее место в жизни, пусть и «вне медицины»;
  • желание поделиться с обществом мыслями о непростой медицинской работе, проблемах и, может быть, путях их решения (литераторы);

Факторы, встречающиеся реже:

  • жизненные или иные обстоятельства;
  • карьерные соображения, личные амбиции, тщеславие;
  • неверный выбор профессии;
  • хобби, перерастающее в профессию;

2. Особенности и закономерности:

  • особенность исторических периодов: энциклопедичность врачей древности в период накопления научной информации, а во второй половине XIX и ХХ веков эмансипация, и привлечение к общественной и политической жизни представителей из разных слоев общества и т.д.;
  • большая часть осталась верна своей профессии, совмещая служение медицине с другими занятиями;
  • среди «вторых дарований» доминировали медики-литераторы;
  • влияние медицины было очевидным и на творчество тех, кто не завершил медицинское образование или ушел из профессии.
  • как правило, это люди, которым свойственна порядочность, гуманистический взгляд на мир;
  • в большинстве своем это одаренные личности, отсюда и сферы интересов некоторых из их, порой так широки, что отнести их к какой-то одной сфере немедицинской деятельности было невозможно.

Мы упомянули здесь только некоторых черты медиков, реализовавших свой творческий потенциал вне медицины. Но и это дает представление о многогранности талантов представителей медицинского сословия. Безусловно, все эти факты могут быть позитивным примером для студентов. Для тех учащихся, кто сомневается в правильном выборе своей профессии, информация о «вторых дарованиях» врачей позволит представить широту возможной реализации себя в будущей жизни.

С целью уточнения информированности и оценки интереса к существующему медико-социальному явлению «вторых дарований» врачей было проведено анонимное анкетирование 247 студентов III курса лечебного факультета. Выяснилось что большинство студентов (82%) знают о существовании этого явления. В тоже время, плохо представляют его распространенность и приверженность выбранным «вторым» специальностям (62%). Подавляющее большинство студентов (68%) выразили интерес к получению дополнительной информации об этом феномене в процессе обучения. Столько же уверены, что это может способствовать повышению мотивации к учебе.

Таким образом, высказанные выше соображения о фактическом существовании гуманитарного, социального явления «вторых дарований» в медицинском сообществе, послужили побудительным мотивом для обсуждения этих вопросов в рамках аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Информация о многогранности творческой деятельности медиков могла бы стать полезным примером для будущих врачей, расширить их кругозор, повысить мотивацию к учебе, стать элементом воспитательной работы, и, наконец, представить широкие перспективы, которые может дать медицинское образование.  


Библиографическая ссылка

Ионов А.Ю. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА КАФЕДРЕ ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 145-148;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6052 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674