Повышение престижа и привлекательности медицинской профессии является важной составляющей правительственных мер по модернизации системы здравоохранения, среди которых особая роль отводится формированию позитивного примера личности медицинского работника [1,9].
С учетом этого, нам кажется важным в рамках практических занятий и самостоятельной работы студентов обсуждение такого распространенного в медицинском сообществе явления, как «медики вне медицины». Это феномен, когда медицинские работники проявляют свои «вторые дарования» и добиваются известности в не медицинских сферах деятельности - научной, общественной, культурной и других (медики-литераторы, музыканты, химики, географы, спортсмены и т.д.). Рассмотрение данного явления в учебно-воспитательном процессе, при подготовке будущего медицинского работника может, по нашему мнению, повысить интерес и уважение к личности и неординарному образу врача, среднего медицинского работника, повысит усвояемость изучаемого материала. Это, несомненно, будет полезным в повышении престижа медицинского образования и воспитании молодых поколений специалистов, избравших эту благородную профессию.
Интерес ко вторым дарованиям медиков существовал всегда, но как массовое явление он стал рассматриваться в основном с конца XIX и в XX-XXI веках [2,8,11]. В 1955 году создан «Всемирный союз писателей-врачей» (UMEM), имеющий свои филиалы в большинстве стран Европы и Америки. Под эгидой этой организации в ряде ведущих университетов мира ведется обширная работа, посвященная оценке гуманитарной роли врачей вне медицины. В 1993 году было создано и Российское общество медиков-литераторов. Известны несколько коллекций, посвященных вторым дарованиям медиков, каждая из которых содержит от 1 до 4 тысяч персоналий [5,7,8,10].
Существует много публикаций в нашей стране и за рубежом, чаще посвященных отдельным, наиболее известным медикам вне медицины - Ф. Рабле, А.П. Чехову, М.А. Булгакову, В.В. Вересаеву, Ж. Клемансо, Н.М. Амосову и т.д. Издаются монографии по этой проблеме [3,5,6,7,8].
В течение ряда лет на кафедре пропедевтики внутренних болезней на лекциях, практических занятиях, в рамках самостоятельной работы студентов и при проведении учебно-воспитательных мероприятий обсуждаются вопросы о «вторых дарованиях» врачей, готовятся доклады на ежегодных студенческих конференциях. Выбор персоналий, обычно, предопределяется изучением той или иной темы дисциплины. Например, при изучении приобретенных пороков сердца нельзя не вспомнить о выдающемся отечественном кардиохирурге академике Н.М. Амосове, который кроме напряженной работы в медицине, посвятил себя и литераторству, а также являлся одним из основателей биологической и медицинской кибернетики. Изучение заболеваний щитовидной железы, можно проиллюстрировать метким описанием тиреотоксического криза из романа известного английского врача-писателя А. Кронина «Путь Шеннона», а также поговорить о закономерных проблемах, которые возникают на пути любого молодого врача и т.д. [5,7]
Совместно со студентами для систематизации и анализа собранной информации была создана компьютерная база данных, включающая 1500 кратких биографий врачей вне медицины. База данных включала следующие показатели для анализа: исторический период, страну проживания, национальность, половую принадлежность, уровень медицинского образования и специальность, специальности в которых реализованы «вторые дарования», приверженность медицинской профессии. Это позволило систематизировать имеющийся материал, выявить особенности явления в разные исторические периоды, отметить приверженность тем или иным «вторым» профессиям, сделать некоторые выводы, характеризующие генез и сущность явления в целом.
Сопоставление биографий медиков «вне медицины» выявило некоторые общие черты и закономерности.
1. Вероятные причины возникновения и существования феномена «вторых дарований» врачей.
Преобладающие факторы:
- высокий уровень и специфика медицинского образования, дающего широту взглядов, методологию и творческий подход к решению задач, невольно расширяющий пределы познания;
- органичная связь медицины с другими отраслями знаний;
- особенности личности: неудовлетворенность, желание как можно полнее реализовать свои интеллектуальные возможности, а в некоторых случаях и найти свое настоящее место в жизни, пусть и «вне медицины»;
- желание поделиться с обществом мыслями о непростой медицинской работе, проблемах и, может быть, путях их решения (литераторы);
Факторы, встречающиеся реже:
- жизненные или иные обстоятельства;
- карьерные соображения, личные амбиции, тщеславие;
- неверный выбор профессии;
- хобби, перерастающее в профессию;
2. Особенности и закономерности:
- особенность исторических периодов: энциклопедичность врачей древности в период накопления научной информации, а во второй половине XIX и ХХ веков эмансипация, и привлечение к общественной и политической жизни представителей из разных слоев общества и т.д.;
- большая часть осталась верна своей профессии, совмещая служение медицине с другими занятиями;
- среди «вторых дарований» доминировали медики-литераторы;
- влияние медицины было очевидным и на творчество тех, кто не завершил медицинское образование или ушел из профессии.
- как правило, это люди, которым свойственна порядочность, гуманистический взгляд на мир;
- в большинстве своем это одаренные личности, отсюда и сферы интересов некоторых из их, порой так широки, что отнести их к какой-то одной сфере немедицинской деятельности было невозможно.
Мы упомянули здесь только некоторых черты медиков, реализовавших свой творческий потенциал вне медицины. Но и это дает представление о многогранности талантов представителей медицинского сословия. Безусловно, все эти факты могут быть позитивным примером для студентов. Для тех учащихся, кто сомневается в правильном выборе своей профессии, информация о «вторых дарованиях» врачей позволит представить широту возможной реализации себя в будущей жизни.
С целью уточнения информированности и оценки интереса к существующему медико-социальному явлению «вторых дарований» врачей было проведено анонимное анкетирование 247 студентов III курса лечебного факультета. Выяснилось что большинство студентов (82%) знают о существовании этого явления. В тоже время, плохо представляют его распространенность и приверженность выбранным «вторым» специальностям (62%). Подавляющее большинство студентов (68%) выразили интерес к получению дополнительной информации об этом феномене в процессе обучения. Столько же уверены, что это может способствовать повышению мотивации к учебе.
Таким образом, высказанные выше соображения о фактическом существовании гуманитарного, социального явления «вторых дарований» в медицинском сообществе, послужили побудительным мотивом для обсуждения этих вопросов в рамках аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Информация о многогранности творческой деятельности медиков могла бы стать полезным примером для будущих врачей, расширить их кругозор, повысить мотивацию к учебе, стать элементом воспитательной работы, и, наконец, представить широкие перспективы, которые может дать медицинское образование.
Библиографическая ссылка
Ионов А.Ю. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА КАФЕДРЕ ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 145-148;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6052 (дата обращения: 21.11.2024).