Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Лекаца А.Н. 1 Арутюнов Э.К. 1 Свериденко В.Г. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1. Азроянц Э.А. Глобализация: катастрофа или путь к развитию? - М.: Новый век, 2002.-218с.
2. Амирханова С.В. Проблемы глобализации и сохранения национальной идентичности // Глобальное пространство культуры. Материалы международного научного форума 12-16 апреля 2005 г. СПб.: Центр изучения культуры, 2005 г. - С. 396-397.
3. Костина А.В. Глобализация и ее социокультурные аспекты // Глобальное пространство культуры. Материалы международного научного форума 12-16 апреля 2005 г. - СПб.: Центр изучения культуры, 2005 г. - С. 35.
4. Семененко И.С. Глобализация и социокультурная динамика: личность, общество, культура. // Полис (Москва). 24.02.2003. - 001. -С.5-23.
5.Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: Логос, 2002. – 254 с.
Глобализация как системный процесс затрагивает все стороны и аспекты жизнедеятельности современного человека, оказывая непосредственное влияние на формирование личности. Процесс по своей сути неоднозначный и противоречивый, с одной стороны, расширяющий возможности межличностной коммуникации за счет информационных технологий, с другой, порождающий явление отчужденности, проявляющийся в виде охлаждения и разрыва отношений личности с ближайшим окружением, выпадением из социальных связей [2].

Интенсификация информационных процессов сопровождается ускорением развития человеческого потенциала, повышением уровня образованности и информированности людей. Поэтому в качестве основного производственного ресурса в современных условиях выступает информация. Использование информационно-технического потенциала ориентировано, прежде всего, на адаптацию человека к меняющимся условиям его бытия. Создание глобального сетевого общества приводит к формированию единого мирового информационного пространства, в котором каждому открывается неограниченный доступ к интеллектуальным ресурсам, способствуя устойчивому развитию личности и общества.

В связи с этим возникает необходимость определить влияние глобализации на формирование личности. Естественно предположить, что любое влияние может носить как позитивный, так и негативный характер. Особенностью формирования личности в условиях глобальных изменений является становление новых ценностно-смысловых ориентиров, которые можно обозначить как «глобально-постиндустриальные». Это связано с расширением личностного пространства за счет активного использования инновационных технологий и современных средств коммуникации. Как следствие возникают новые формы межличностных отношений, благодаря которым связь между народами и странами становится более тесной и интенсивной [4].

В то же время, как отмечают исследователи, личность оказывается в принципиально новой для себя ситуации, в которой он сталкивается с необходимостью решения сложных проблемами, одной из которых является проблема идентичности личности. По мнению Э. Гидденса, в условиях глобализации происходит разложение прочных форм социальной идентичности - национальной, классовой, тендерной и т.п. Традиционные формы сменяются творческим самопроектированием личности как рефлексивный и ответственный акт, сопряженный с выработкой стратегии созидания жизненного пути - стиля жизни [3]. В своих исследования Э. Гидденс указывает как на позитивные тенденции глобализации, связанные с углублением, укреплением и ликвидацией изоляции стран и народов, так и на негативные, в которых заключена опасность утраты само-бытности малочисленных народов и национальностей.

Другой вопрос, имеющий принципиальное значение, относится к свободе личности. Для личности обладание свободой является историческим, социальным и нравственным императивом, критерием ее индивидуальности и уровнем развития общества. Развитие личности в условиях глобализации мира носит сложный и противоречивый характер: с одной стороны, это связано с расширением границ внешней свободы на основе развития новых информационных технологий и видов коммуникации, с другой - с процессом усиления отчуждения личности от общества, государства, от других личностей и от собственной природы [1].

Несмотря на исследования, посвященные процессу глобализации и его влиянию на формирование личности, данное явление требует дальнейшего изучения и более глубокого анализа. В силу своей новизны, явление глобализации вызывает самые противоречивые оценки и мнения. По мнению одних исследователей, глобализация оказывает негативное влияние на формирование личности. Другие считают, что она открывает новые горизонты в отношениях между людьми [5].

Основными задачами, которые необходимо решить в процессе глобализации, являются:

  • объединение основных региональных, локальных, национальных проблем в единое целое;
  • слияние отдельных хозяйственных структур мира в единое техногенное пространство;
  • реорганизация и установление общности политических структур, правовых форм, культуры, науки;
  • сближение национальных традиций, обычаев, менталитета отдельных народов, наций;
  • постепенная унификация всех сторон жизни людей;
  • передача опыта передовых государств в области демократии, охраны и обеспечения прав личности на другие страны мира;
  • широкое распространение новейших научных, технологических, юридических идей, решений, проектов и др.

Таким образом, под процессом глобализации следует понимать создание единой зоны для свободного обмена в различных сферах человеческой деятельности. В результате эффективной глобализации мировое сообщество способно перейти на качественно новый уровень своего развития, а осмысление этого процесса позволит человеку лучше ориентироваться в мировом жизненном пространстве.


Библиографическая ссылка

Лекаца А.Н., Арутюнов Э.К., Свериденко В.Г. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 159-161;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6057 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674