Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса.
В настоящее время использование информационных технологий в учебном процессе на кафедре при изучении анатомии делится на 2 вида - аудиторное и внеаудиторное.
К аудиторным формам относится самый популярный и доказавший свою дееспособность - вариант компьютерного тестирования. Электронные тесты оценки уровня знаний, содержащие вопросы, на каждый из которых предлагаются несколько вариантов ответа, вошли в моду в середине 1990-х гг. и сейчас используются практически на всех кафедрах медицинского профиля. О правомочности подобного варианта не спорит уже никто, но его доля в изучении анатомии мала из-за отсутствия анатомической наглядности и невозможности освоения мануальных умений. При подготовке к тестированию учащиеся в основном используют неэффективный метод автоматического заучивания.
Основной целью нашей дисциплины является изучение анатомии человека, которую без трупа осваивать крайне трудно. К сожалению, использование трупного материала в учебном процессе анатомических кафедр сократилось до минимума из-за несовершенства российского законодательства. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" практически лишил профильные кафедры медицинских вузов возможности использовать трупы и нативные препараты для подготовки будущих медиков. Наряду с муляжами и пластинированными препаратами компьютерные технологии в определенной степени помогают восполнить этот пробел. Для этого на нашей кафедре кабинет анатомии укомплектован набором, состоящим из процессора, монитора и мультимедийного проектора.
Ставшая традиционной в учебном процессе программа обучения анатомии на наглядных материалах и простейших "коробочных" тренажерах нуждается в усовершенствовании. Кафедрой на каждое занятие разработана мультимедийная презентация, в которую вошли наиболее наглядные анатомические препараты и рисунки из современных атласов клинической и топографической анатомии. Использование данного нововведения позволило также произвести определенную унификацию учебного процесса, что приблизило уровень преподавания молодых преподавателей к уровню их более опытных коллег.
В большей степени реализация информационных технологий всегда касается преподавательского состава, поскольку их профессиональная способность, авторитет и результативность их деятельности зависят от умения самостоятельно и систематически расширять собственный кругозор в выбранной предметной области современной медицины, овладевать инновационными методами и осваивать новейшие технологии обучения. Кроме того, использование широких информационных возможностей сети Internet и разнообразного программного обеспечения позволяет преподавателю эффективно воздействовать на самостоятельную познавательную деятельность студентов и активизировать психологические механизмы положительного отношения к процессу познания, а также повышать уровень его информационной компетентности. В процессе образования современный студент должен не только аккумулировать багаж знаний, но и сформировать способность самостоятельно искать и продуцировать средства и способы решения проблем, выработать собственную индивидуальную систему обучения, то есть он должен быть самостоятельным и инициативным. В связи с этим, приоритетным направлением на нашей кафедре является обеспечение доступности учебного материала для самостоятельного обучения, и именно визуализация данного процесса с помощью применения технических средств обеспечивает качественное усвоение материала. Следует также отметить, что в условиях учебно-информационной среды создаются возможности не только для «передачи» определенной информации от преподавателя к студенту, но и активизируется самостоятельная работа с использованием других современных образовательных технологий.
Внеаудиторные формы.
В настоящее время на кафедре мы начали развивать и внедрять в учебный процесс - дистанционное обучение через Интернет. В различных отраслях педагогики получили распространение следующие технологии: электронные университеты; школы; библиотеки; обучающие порталы; образовательные электронные ресурсы; виртуальные круглые столы; семинары, конференции, симпозиумы; лекции, практические занятия, лабораторные работы и многое другое. Из всего вышеперечисленного в учебном процессе на кафедре пока используются только информационные порталы и электронные библиотеки, а дистанционное обучение через Интернет мы начали применять пока только для математики. Следует отметить, что в медицинском образовании в целом и в нашей дисциплине в частности, полный перевод классических форм обучения на учебные занятия через Интернет невозможен, наиболее перспективным представляется использование смешанного обучения.
И хотя на компьютерном рынке сейчас можно найти огромное количество дополнительной информации по анатомии в виде 3D-модели органов, изображения распилов частей замороженного человеческого тела, КТ и МРТ-срезы, их внедрение в учебный процесс анатомических кафедр не происходит, поскольку ни одна из российских профессиональных образовательных инстанций официально не одобрила и не рекомендовала эти программы для внедрения в учебный процесс.
Но самый проблемный вопрос для анатомической кафедры - дисбаланс кадров. Опытные преподаватели, в совершенстве знающие наш предмет и способные преподавать на трупном и экспериментальном материале, зачастую не знакомы с информационными технологиями. Молодые преподаватели, уверенно владеющие компьютерными технологиями, явно недотягивают до необходимого преподавательского уровня. Поэтому преподавателю приходится заниматься самообразованием, которое при маленькой заработной плате зачастую отодвигается на второй план.
Еще одной важной проблемой, и, наверное, не только анатомической кафедры является методологическая. На сегодняшний день отсутствуют четкие, ясные и точные представления, научно обоснованные методики, технологии, образовательные программы, которые бы позволили научно обоснованно ставить цели, подбирать такое содержание, которое было бы направлено на формирование необходимых бакалавру сестринского дела общекультурных и профессиональных компетенций. Отсутствие учебников и учебных пособий серии «бакалавриат», наличие классно-урочной системы обучения, определённая ломка стереотипов у преподавателей, которые продолжительное время работали в условиях специалитета, заставляет искать новые педагогические технологий, осваивать информационные технологии для достижения необходимо результата - формирования необходимого уровня общекультурных и профессиональных компетенций.
Современные реалии ставят перед кафедрой анатомии целый ряд новых задач по разработке, разумному взаимодействию и внедрению в учебный процесс новых информационных технологий, однако следует заметить, что на настоящий момент они пока не составляют альтернативу классическим методам освоения нашей дисциплины на трупе и экспериментальном животном. Поэтому следует считать их важным, перспективным, но всего лишь дополнительным методом обучения.
В русле текущих тенденций развития системы здравоохранения возрастает роль сестринского персонала, имеющего высшее сестринское образование и готового к внедрению и активному использованию современных технологий сестринской деятельности.
Надеюсь, что в ближайшее время повышение уровня материального благосостояния нашей страны позволит более широко использовать современные высокоэффективные методы изучения анатомии человека и освоения мануальных умений с использованием новых информационных технологий.
Библиографическая ссылка
Литвинова В.В., Колот Н.М. ИЗУЧЕНИЕ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА В СВЕТЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 173-175;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6063 (дата обращения: 21.11.2024).