Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Лынова Е.Н. 1 Ананич В.А. 1 Маковкина Д.В. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1. Алтынова Н.В., Панихина А.В., Анисимов Н.И., Шуканов А.А. Физиологический статус студентов-первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе // В мире научных открытий. - 2009. - № 3-2. - С. 99-103.
2. Антипова Л.А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 52-56.
3. Архипова А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. - 2007. - № 3. - С. 173-177.
4. Аслоньянц А.М., Нефёдова Л.В., Нефёдов П.В. Состояние репродуктивного здоровья у студенток медицинских колледжей Краснодарского края // Журнал прикладных и фундаментальных исследований [Журнал]. – Краснодар. – 2010. –№8.
5. Аслоньянц А.М. Нефёдов П.В. Образовательная среда и состояние здоровья девушек-студенток медицинских колледжей (на примере Краснодарского края). Монография. - Краснодар: Славянка, 2012 г.
6. Бурлуцкая А.В., Ильченко Г.В., Ищенко О.Ю. Заболеваемость населения: состояние и тенденции по материалам Краснодарского края: уч-мет. пособ. / А.В. Бурлуцкая, Г.В. Ильченко, О.Ю, Ищенко [Книга]. – Краснодар, 2013.
7. Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2008. - № 3. - С. 37-48.
8. Ильченко Г.В., Лынова Е.Н., Маковкина Д.В., Шаповалов К.В. Определение уровня знаний медицинских сестёр о мерах профилактики профессионального инфицирования [Журнал]. – М.: МЦФЭР, – 2011. – №3.
9. Ищенко О.Ю., Савощенко И.В. Факторы, определяющие эффективность деятельности нефрологического отделения [Журнал] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – М.: Медицина, – 2014. – №1. - стр. 29–33.
10. Мельник М.Г., Мельник Е.Г. Возможности информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе медицинского ВУЗа // Межд. журн. эксперимент. образования.– М.- 2013.- №4.– С. 189-190.
11. Рамонова Л.П., Бондаренко П.П., Запрудина Г.Г., Мельник Е.Г., Егорова Н.А. Использование современных методик обучения и форм организации учебного процесса [Журнал] // Межд. жур. эксперимент. образования. - М. – 2012 г.. – №4. - стр. 204-206.
12. Салалыкина Е.В., Лынова Е.Н. Современные коммуникационные процессы в организации деятельности медицинского персонала//Сборник материалов I международной (X Всероссийской) научно-методической конференции РИЦ БашГУ- 2014 –С.160-162
Основная задача и цель повышения квалификации работников со средним медицинским образованием - подготовка специалистов, хорошо знающих свое дело, ориентированных на достижение высоких результатов в охране здоровья населения.

Перевод образовательного процесса в России на инновационный путь развития признан в качестве одной из актуальных и приоритетных задач социально-экономического развития государства. Преобразования системы здравоохранения, внедрение новых технологий в диагностический и лечебный процессы обусловили потребность существенного повышения качества подготовки специалистов с медицинским образованием. Инновационное обучение - это процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которые стимулируют внесение инновационных изменений в существующие традиционные обучающие методики, формы и методы контроля качества образовательного процесса. Подготовка высококвалифицированных медицинских работников напрямую зависит от профессионализма преподавателей, их творческого отношения к своему предмету, так как именно педагог обеспечивает ориентацию слушателей на развитие и саморазвитие своих способностей, формирует их отношение к учебе, готовит не только хорошо теоретически и практически подготовленного медицинского работника, но и воспитывает целостную, творчески мыслящую личность со сформированным чувством медицинского и гражданского долга [10].

Реализация образовательного процесса, обеспечивающего принцип непрерывности образования, и переход от принципа образования «на всю жизнь» к принципу «через всю жизнь» должна осуществляться с использованием трех компонентов образовательного процесса:

1.Традиционные образовательные ресурсы (лекции, практические занятия, презентации, модели, видеоролики ).

2.Самостоятельные обучающие ресурсы, требующие участия преподавателя (подготовка докладов для выступления на научно - практических студенческих конференциях, подготовка к конкурсам и олимпиадам, контролируемая самостоятельная работа слушателей, контроль результатов).

3.Автономные обучающие ресурсы, не требующие участия преподавателя (дистанционное обучение, мультимедийный курс для самостоятельного изучения, электронные версии учебников и учебных пособий, интернет-ресурсы).

Наука - основной фактор инноваций и прогресса во всех сферах деятельности человека. Одним из условий успешного обучения является стимулирование клинического мышления слушателей, применение междисциплинарных подходов при наделении их знаниями, навыками и умениями. Как сказал академик РАМН Н.Н. Ющук: «Учить в первую очередь нужно не для того, чтобы давать студенту какую-либо сумму знаний в области патологии, а для того, чтобы научить его действовать в нестандартной ситуации». То есть в современный педагогический процесс необходимо внести одну из инноваций - формирование коммуникативной креативности у слушателя. Нашими преподавателями на первое место выдвигаются «психосберегающие технологии», направленные на совместную деятельность педагога и обучаемых, сотрудничество, поддержку. На первый план в этой совместной работе выступает лозунг: «Лучшее образование - это самообразование». Основой «психосберегающих технологий» является самостоятельная работа. Преподаватели цикла предоставляют слушателям все необходимые средства обучения и условия для самостоятельной работы, при этом принимая непосредственное участие в этом процессе «самообразования» в роли консультанта или участника дискуссии при обсуждении тех или иных тем. Речь идет не о присвоении чужого опыта, а о накоплении своего. Чужой опыт нужно не столько присваивать, сколько извлекать из него уроки.

Слушателей цикла усовершенствования особенно привлекает желание и умение педагога войти в их положение, доброжелательность. Для организации учебного процесса наши преподаватели готовят «Методические указания для самостоятельной работы», куда включены цель изучения тем, перечень навыков и знаний, необходимых для усвоения, тематическое планирование, методические инструкции, контрольные вопросы, тестовые задания с эталонами ответов, ситуационные задачи и эталоны их решения. Используемое в ходе занятий мультимедийное сопровождение лекций позволяет слушателям ознакомиться с новейшими достижениями в кардиологии, паллиативной медицине. Видеоматериалы дают наглядное преставление о технике декантаминации рук при проведении чистых и стерильных манипуляций, оказании неотложной помощи при удушении, утоплении, болях в области сердца. Вопросы и задачи могут быть разнообразными, они зависят от поставленных целей. Задания звучат по-разному: перепишите, разберитесь, расскажите, составьте план ответа и т.д.

Все это позволяет слушателям применять полученные знания в практических целях (оказание неотложной помощи, уход за пациентами пожилого и старческого возраста на дому). Широко используются активные методы обучения, в частности «работа в малых группах». Этот метод выдвигает на первый план влияние межличностного общения и межличностного взаимодействия через обучение. Это повышает личную ответственность, приносит удовлетворение от совместного переживания процесса познания нового, участия в успехе. Этическое требование гуманности, милосердия к повседневной профессиональной деятельности медицинской сестры означает требование их высокого профессионализма. В своих лекциях преподаватели постоянно подчеркивают социальный аспект гуманного, милосердного отношения к пациенту. Подчеркивается важность такого тезиса, как «забота о пациентах» являющегося важной составляющей «Этического кодекса медицинской сестры России» [12].

Такая форма организации учебного процесса стимулирует у медицинских сестер привычку к постоянной и непрерывной учебе, обеспечивает систему, включающую в себя самообразование и развитие специалиста в условиях образовательной и профессиональной деятельности, способного работать в условиях рыночной экономики и обновленного демократического общества [5].

Дистанционное обучение является новой эффективной формой организации учебного процесса из вышеизложенных трех компонентов, еще не полностью внедренной в практику медицинских образовательных учреждений. Традиционно под дистанционным понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии слушателя ФПК и преподавателя. В отличие от традиционного обучения, в котором образовательную деятельность осуществляет преподаватель, в системе дистанционного обучения слушателю предоставляются интернет-ресурсы, электронные учебники, электронные версии учебно-методических пособий, мультимедийный курс для самостоятельного изучения, тестовый материал для контроля. Современные медицинские работники должны быть подготовлены к тому, чтобы систематически перерабатывать мощный поток информации, интегрировать знания из электронных обучающих программ. Компьютерные и информационные технологии создают не только новые условия труда, но и новую среду обитания с выходом на громадный информационный ресурс человечества, то есть новый тип отношения человека с миром. В результате такого подхода к образовательной деятельности у слушателей ФПК появляется совокупность устойчивых навыков эффективного использования достижений цивилизации, а именно воспитание мотивации и навыков применения современных информационных технологий.

Приведя известное высказывание Джона Голсуорси «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет», можно сказать, что за инновационным медицинским образованием - будущее.


Библиографическая ссылка

Лынова Е.Н., Ананич В.А., Маковкина Д.В. ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 183-186;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6066 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674