Перевод образовательного процесса в России на инновационный путь развития признан в качестве одной из актуальных и приоритетных задач социально-экономического развития государства. Преобразования системы здравоохранения, внедрение новых технологий в диагностический и лечебный процессы обусловили потребность существенного повышения качества подготовки специалистов с медицинским образованием. Инновационное обучение - это процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которые стимулируют внесение инновационных изменений в существующие традиционные обучающие методики, формы и методы контроля качества образовательного процесса. Подготовка высококвалифицированных медицинских работников напрямую зависит от профессионализма преподавателей, их творческого отношения к своему предмету, так как именно педагог обеспечивает ориентацию слушателей на развитие и саморазвитие своих способностей, формирует их отношение к учебе, готовит не только хорошо теоретически и практически подготовленного медицинского работника, но и воспитывает целостную, творчески мыслящую личность со сформированным чувством медицинского и гражданского долга [10].
Реализация образовательного процесса, обеспечивающего принцип непрерывности образования, и переход от принципа образования «на всю жизнь» к принципу «через всю жизнь» должна осуществляться с использованием трех компонентов образовательного процесса:
1.Традиционные образовательные ресурсы (лекции, практические занятия, презентации, модели, видеоролики ).
2.Самостоятельные обучающие ресурсы, требующие участия преподавателя (подготовка докладов для выступления на научно - практических студенческих конференциях, подготовка к конкурсам и олимпиадам, контролируемая самостоятельная работа слушателей, контроль результатов).
3.Автономные обучающие ресурсы, не требующие участия преподавателя (дистанционное обучение, мультимедийный курс для самостоятельного изучения, электронные версии учебников и учебных пособий, интернет-ресурсы).
Наука - основной фактор инноваций и прогресса во всех сферах деятельности человека. Одним из условий успешного обучения является стимулирование клинического мышления слушателей, применение междисциплинарных подходов при наделении их знаниями, навыками и умениями. Как сказал академик РАМН Н.Н. Ющук: «Учить в первую очередь нужно не для того, чтобы давать студенту какую-либо сумму знаний в области патологии, а для того, чтобы научить его действовать в нестандартной ситуации». То есть в современный педагогический процесс необходимо внести одну из инноваций - формирование коммуникативной креативности у слушателя. Нашими преподавателями на первое место выдвигаются «психосберегающие технологии», направленные на совместную деятельность педагога и обучаемых, сотрудничество, поддержку. На первый план в этой совместной работе выступает лозунг: «Лучшее образование - это самообразование». Основой «психосберегающих технологий» является самостоятельная работа. Преподаватели цикла предоставляют слушателям все необходимые средства обучения и условия для самостоятельной работы, при этом принимая непосредственное участие в этом процессе «самообразования» в роли консультанта или участника дискуссии при обсуждении тех или иных тем. Речь идет не о присвоении чужого опыта, а о накоплении своего. Чужой опыт нужно не столько присваивать, сколько извлекать из него уроки.
Слушателей цикла усовершенствования особенно привлекает желание и умение педагога войти в их положение, доброжелательность. Для организации учебного процесса наши преподаватели готовят «Методические указания для самостоятельной работы», куда включены цель изучения тем, перечень навыков и знаний, необходимых для усвоения, тематическое планирование, методические инструкции, контрольные вопросы, тестовые задания с эталонами ответов, ситуационные задачи и эталоны их решения. Используемое в ходе занятий мультимедийное сопровождение лекций позволяет слушателям ознакомиться с новейшими достижениями в кардиологии, паллиативной медицине. Видеоматериалы дают наглядное преставление о технике декантаминации рук при проведении чистых и стерильных манипуляций, оказании неотложной помощи при удушении, утоплении, болях в области сердца. Вопросы и задачи могут быть разнообразными, они зависят от поставленных целей. Задания звучат по-разному: перепишите, разберитесь, расскажите, составьте план ответа и т.д.
Все это позволяет слушателям применять полученные знания в практических целях (оказание неотложной помощи, уход за пациентами пожилого и старческого возраста на дому). Широко используются активные методы обучения, в частности «работа в малых группах». Этот метод выдвигает на первый план влияние межличностного общения и межличностного взаимодействия через обучение. Это повышает личную ответственность, приносит удовлетворение от совместного переживания процесса познания нового, участия в успехе. Этическое требование гуманности, милосердия к повседневной профессиональной деятельности медицинской сестры означает требование их высокого профессионализма. В своих лекциях преподаватели постоянно подчеркивают социальный аспект гуманного, милосердного отношения к пациенту. Подчеркивается важность такого тезиса, как «забота о пациентах» являющегося важной составляющей «Этического кодекса медицинской сестры России» [12].
Такая форма организации учебного процесса стимулирует у медицинских сестер привычку к постоянной и непрерывной учебе, обеспечивает систему, включающую в себя самообразование и развитие специалиста в условиях образовательной и профессиональной деятельности, способного работать в условиях рыночной экономики и обновленного демократического общества [5].
Дистанционное обучение является новой эффективной формой организации учебного процесса из вышеизложенных трех компонентов, еще не полностью внедренной в практику медицинских образовательных учреждений. Традиционно под дистанционным понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии слушателя ФПК и преподавателя. В отличие от традиционного обучения, в котором образовательную деятельность осуществляет преподаватель, в системе дистанционного обучения слушателю предоставляются интернет-ресурсы, электронные учебники, электронные версии учебно-методических пособий, мультимедийный курс для самостоятельного изучения, тестовый материал для контроля. Современные медицинские работники должны быть подготовлены к тому, чтобы систематически перерабатывать мощный поток информации, интегрировать знания из электронных обучающих программ. Компьютерные и информационные технологии создают не только новые условия труда, но и новую среду обитания с выходом на громадный информационный ресурс человечества, то есть новый тип отношения человека с миром. В результате такого подхода к образовательной деятельности у слушателей ФПК появляется совокупность устойчивых навыков эффективного использования достижений цивилизации, а именно воспитание мотивации и навыков применения современных информационных технологий.
Приведя известное высказывание Джона Голсуорси «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет», можно сказать, что за инновационным медицинским образованием - будущее.
Библиографическая ссылка
Лынова Е.Н., Ананич В.А., Маковкина Д.В. ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 183-186;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6066 (дата обращения: 21.11.2024).