Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РАБОТЕ И ОБРАЗОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

Мельник Е.Г. 1 Шаповалов К.В. 1 Аслоньянц А.М. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1. Ищенко О.Ю., Савощенко И.В. Факторы, определяющие эффективность деятельности нефрологического отделения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.- М. – 2014. –№1. – 29-33.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об обеспечении качества медицинской помощи в здравоохранении Российской Федерации»
3. ФГОС по направлению подготовки 060501.62 «Сестринское дело» квалификация (степень) бакалавр, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 24декабря 2010 г. № 2057
Одним из ключевых факторов, влияющих на модернизацию, технологическое и социально-экономическое развитие России, а также на повышение качества продукции (услуг), конкурентоспособность и обороноспособность государства является стандартизация, которая призвана обеспечивать:
  • развитие добросовестной конкурентоспособности продукции (работ, услуг);
  • выпуск и обращение инновационной и высокотехнологичной продукции;
  • устранение технических барьеров в торговле;
  • повышение уровня безопасности продукции (работ, услуг) и ее качества;
  • защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
  • охрану окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
  • предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
  • энергетическую эффективность и ресурсосбережение [2].

Национальная система стандартизации включает в себя комплекс различных стандартов, в том числе по охране здоровья. Активный участник обеспечения качества здоровья населения - медицинская сестра. Сфера деятельности медсестры широка и многогранна. Она предполагает решение проблем по первичной и вторичной профилактике здоровья человека, соблюдению санитарно-гигиени­ческих условий, обеспечению сестринского ухода, социально-психо­логической помощи.

В КММИВСО для изучения основ стандартизации медицинской помощи в работе медицинской сестры введена дисциплина «Стандартизация в здравоохранении», которая входит в профессиональный цикл Б.3, базовой части Б3.1, раздела «Общепрофессиональные дисциплины» Б3.1.14 наряду с дисциплинами ад­ми­нистративно-управленческого направления. Общая трудоемкость дисциплины в соответствии с Госстандартом 2011 года составляет 4 зачетные единицы, 144 часа [3].

Деятельность современной медицинской сестры предполагает ежедневное использование различных стандартов (норм) правильного, четкого и последовательного выполнения основных сестринских манипуляций, методика которых представлена в виде алгоритма последовательных действий.

В работе медицинской сестры можно выделить профессиональные и этические стандарты. Этические стандарты деятельности медсестры - это стандарт поведения среднего медицинского персонала, выстраивание поведения с больным, его близким окружением и своими коллегами. Основой этического стандарта является «Этический кодекс медицинской сестры», принципы медицинской этики и деонтологии, философии современного сестринского дела.

Группы профессиональных стандартов:

  1. стандарты манипуляций, или процедур, которые содержат цели процедур, показания и противопоказания к ним, оснащение и условия для выполнения манипуляций, описание процедуры: подготовка, выполнение, завершение;
  2. стандарты плана ухода за пациентом - отражают базовый уровень высококачественного сестринского ухода в конкретной клинической ситуации;
  3. стандарты оказания неотложной помощи на доврачебном, догоспитальном этапе - перечень алгоритмов, применяемых в типичных клинических ситуациях.

В настоящее время используются следующие стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры:

  1. антропометрия;
  2. мониторинг состояния пациента (термометрия, подсчет пульса, дыхания, измерение артериального давления);
  3. профилактика пролежней;
  4. способы и методика введения лекарственных средств;
  5. уход за подключичным катетером;
  6. технология проведения оксигенотерапии;
  7. методика промывания желудка в зависимости от возраста ребенка;
  8. методика постановки лечебной, очистительной, масляной, гипертонической и сифонной клизм детям различных возрастных групп;
  9. катетеризация мочевого пузыря у детей в зависимости от пола;
  10. подготовка и сбор мочи на общий анализ, на сахар, по Нечипоренко, Зимницкому, на диастазу, для бактериологического исследования;
  11. взятие кала для капрологического исследования, на скрытую кровь, на бактериологическое исследование, соскоб на энтеробиоз;
  12. подготовка пациента к рентгенологическим и эндоскопическим методам исследования.

Профессиональные стандарты разрабатываются с учетом деятельности лечебного учреждения и его возможностей. При разработке стандартов учитываются рекомендации надзорных органов - местных, территориальных, национальных. Стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры утверждаются после клинических испытаний и периодически обновляются [1].

Обязательные условия применения стандартов в работе медсестры:

  • выбор стандарта определяется клинической ситуацией;
  • уровень оказываемой медицинской помощи должен соответствовать возможностям лечебного учреждения и квалификации медперсонала;
  • медицинская сестра должна знать и понимать все положения стандарта, уметь реализовывать стандарт на практике и обосновывать все свои действия;
  • быть основой для составления индивидуального плана ухода за пациентом;
  • стандарт предполагает осуществления ухода в минимально достаточном объеме и в максимально короткие сроки;
  • обеспечение своевременного вызова врачей и организацию врачебных консультаций.

Таким образом, четкое следование медицинскими сестрами стандартов медицинской помощи обеспечивает высокую эффективность их деятельности и влияет на качество оказываемых медицинских услуг в лечебном учреждении в целом. Важность стандартизации в здравоохранении подчеркивается изучением одноименной дисциплины в учебном процессе бакалавров КММИВСО.


Библиографическая ссылка

Мельник Е.Г., Шаповалов К.В., Аслоньянц А.М. СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РАБОТЕ И ОБРАЗОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 198-199;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6071 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674