Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО КРУЖКА В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПО ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ, ЭПИДЕМИОЛОГИИ И МИКРОБИОЛОГИИ

Наумов Г.Н. 1 Городин В.Н. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1. Городин В.Н., Бахтина В.А., Гречаная Т.В. и др. Состояние инфекционной службы Краснодарского края и текущие задачи по улучшению качества оказания специализированной медицинской помощи // В сб. «Социально-значимые и особо опасные инфекционные заболевания. Материалы межрегиональной научно-практической конференции…», Краснодар, 2013, С. 6.
2. Городин В.Н., Бахтина В.А., Медникова В.Г. и др. Сто лет на страже здоровья населения Кубани // В сб. «Социально-значимые и особо опасные инфекционные заболевания. Материалы межрегиональной научно-практической конференции…», Краснодар, 2013, С. 3.
3. Мазанкова Л.Н., Захарова И.Н. Инфекционные аспекты соматической патологии у детей. // Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2010, - №5. – С. 8.
4. Наумов Г.Н. Новый источник получения эффективного иммуномодулятора – нуклеината натрия // В сб. «Социально-значимые и особо опасные инфекционные заболевания. Материалы межрегиональной научно-практической конференции…», Краснодар, 2013, С. 82.
5. Наумов Г.Н. Воздействие низкочастотного электромагнитного поля на клетки кишечной палочки // В сб. «Социально-значимые и особо опасные инфекционные заболевания. Материалы межрегиональной научно-практической конференции…», Краснодар, 2013, С. 81.
6. Наумов Г.Н., Городин В.Н. Микробные полисахариды – перспективная основа мягких лекарственных форм // В сб. «Социально-значимые и особо опасные инфекционные заболевания. Материалы межрегиональной научно-практической конференции…», Краснодар, 2013, С. 83.
7.Шашель В.А., Первишко О.В., Баум Т.Г., Биленко Н.П. Студенческая конференция как самостоятельная познавательная деятельность студента // Международный журнал экспериментального образования, 2014, - № 4, - С. 274.
Основным направлением подготовки специалистов-медиков является личностно-ориентированный подход, нацеленный на активизацию стремления обучающихся к повышению его профессионально-социальной позиции и стремления готовить себя к предстоящей профессиональной медицинской деятельности.

Актуальной проблемой современной дидактики является общая активизация процесса обучения. Включение студентов в различные виды учебной деятельности позволяет существенно повысить их познавательную активность, реализовать связь теории с практикой, способствует совершенствованию процесса обучения и формированию личности специалиста-медика. Современные методики обучения должны побуждать студентов к самостоятельной продуктивной деятельности [7].

Кафедра инфекционных болезней, эпидемиологии и микробиологии (ИБЭМ) образована в МАОУ ВПО «КММИВСО» 1 сентября 2013 года. Кафедра осуществляет преподавание следующих фундаментальных и клинических дисциплин терапевтического профиля на всех факультетах вуза по специальностям «Сестринское дело» (бакалавриат и специалитет) и «Клиническая психология» - Инфекционные болезни; Инфекционная безопасность; Эпидемиология; Микробиология, вирусология и иммунология; Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции; Сестринское дело во фтизиатрии; Сестринское дело в дерматовенерологии; Больничная гигиена; Медицинская генетика; Заболевания, передающиеся половым путем. На кафедре обучаются студенты 1-4-го курсов, а также выполняются дипломные работы.

Целью преподавания дисциплин кафедры является приобретение студентами современных научных знаний в области инфекционных болезней, эпидемиологи и микробиологи, социально-личностных, академических и профессиональных компетенций, основу которых составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладение методами познания и аналитического мышления.

Творческая деятельность студентов заключается в использовании для выводов проанализированной информации, предложении собственных суждений по некоторым проанализированным вопросам, планировании дальнейшей деятельности. При подготовке сообщений, докладов и презентаций студенты учатся анализировать информацию, выделять главное, делать выводы.

Для более эффективного решения стоящих перед кафедрой ИБЭМ задач по профессиональной подготовке студентов с октября 2013 года на кафедре организован и работает студенческий научный кружок, охватывающий студентов 1 и 2-го курсов (всего 10 студентов). Кафедральный кружок входит в структуру Научного студенческого общества института.

Работа научного кружка на кафедре проводится в 3-х направлениях: теоретические исследования, собственные исследования и практическая работа.

Теоретическая часть предусматривает использование студентами современных возможностей получения информации путем изучения монографий, статей, интернета. Собственные исследования проводятся при работе с архивными материалами, сборе анамнеза, различные виды анкетирования больных. Этот вид исследовательской работы студенты осуществляют совместно с кафедральными сотрудниками - преподавателями, которые помогают студентам и направляют их действия.

Доклады на заседаниях кружка проводятся в виде мультимедийных презентаций. Конечным выходом исследования является доклад, который представляется на итоговую научную конференцию студентов института. Данный метод способствует не только глубокому освоению материала, но и приобретению навыков публичных выступлений. При выборе темы исследования мы всегда исходим из пожеланий студентов, а также из научной тематики кафедры. Важное значение при выборе тематики исследований придается личным качествам студента, индивидуальным способностям и наклонностям каждого студента, а также развитию у него активной познавательной деятельности.

В течение 2013/14 уч. года на заседаниях студенческого научного кружка кафедры ИБЭМ были представлен ряд сообщений (в виде презентаций) по микробиологии, эпидемиологическим аспектам фтизиатрии и дерматологии. Их обсуждение дало студентам хороший опыт по корректному проведению дискуссий и способности аргументировано обосновывать положения выступления перед аудиторией.

Научная конференция, являясь одним из вариантов самостоятельной работы студентов, стимулирующей их творческую активность, способствуют получению обучающимися прочных знаний и выработке научного и клинического мышления [3].

В октябре 2013 г. с непосредственным организационным участием кафедры ИБЭМ в г. Краснодаре была проведена межрегиональная научно-практическая конференция «Социально значимые и особо опасные инфекционные заболевания», в которой приняли участие ученые и практики ведущих научных и клинических институтов России по инфекционным болезням, эпидемиологии и микробиологии. На ней были представлены доклады сотрудников кафедры ИБЭМ [1, 2, 4-6]. В подготовке и проведении этой конференции активное участие вместе с преподавателями кафедры ИБЭМ приняли и студенты института - члены научного студенческого кружка. Это дало им важный опыт и представление о работе научных медицинских мероприятий, а также позволило получить самую современную научную информацию в области инфекционных болезней, эпидемиологии и микробиологии, что, несомненно, положительно сказалось на формировании у студентов профессиональных компетенций в этой области.

Апофеозом деятельности кружка явилось проведение в апреле 2014 г. в рамках XVIII студенческой научно-практической конференции КММИВСО «Проблемы и перспективы научных исследований» секции №5 «Формирование профессионально-исследовательской культуры студентов при изучении инфекционных болезней, эпидемиологии и микробиологии». На секцию были вынесены 5 наиболее интересных докладов, из сообщений, сделанных членами кружка в течение учебного года: «Микробный пейзаж кишечных инфекций среди взрослого населения г. Краснодара» (М.Джангирян), «Эффективность профилактики туберкулеза у контактных в очагах инфекции» (А.Лобова), «Оценка влияния атопического дерматита на качество жизни пациента» (Н.Руденко), «Современные методы диагностики и профилактики злокачественных новообразований кожи» (Артур Серопян) и «Медико-социальные характеристики детей, страдающих хроническими заболеваниями кожи» (Артем). В работе секции приняли участие преподаватели кафедры и более 30 студентов.

Был проведен конкурс докладов, и победителям присуждены призовые места и почетные грамоты.

Проведение заседаний научного кружка и научных конференций способствует стимуляции познавательной деятельности студентов, проявлению творческой активности, способности выступать перед аудиторией, корректному участию в обсуждениях и формированию научного и клинического мышления. Кружковая работа побуждает студентов к целенаправленному овладению знаниями и умениями, необходимыми в будущей профессиональной деятельности.

Работа студентов в научном кружке по инфекционным болезням, эпидемиологии и микробиологии является одним из видов их профессиональной ориентации, позволяет осознанно выбрать направление специализации и тематику выпускной квалификационной (дипломной) работы.


Библиографическая ссылка

Наумов Г.Н., Городин В.Н. РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО КРУЖКА В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПО ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ, ЭПИДЕМИОЛОГИИ И МИКРОБИОЛОГИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 222-224;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6079 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674