Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИЗУЧЕНИЕ ХИРУРГИИ В СИСТЕМЕ МНОГОУРОВНЕВОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рамонова Л.П.. Бондаренко П.П. 1 Безуглая О.И. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1. Сестринское дело в хирургии: учебное пособие / под ред. М.Ф. Заривчацкого. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 640 с.
2. Борисов Ю.Ю., Щербинина И.Г. Компетентностный подход к практической подготовке бакалавров сестринского дела // Международный журнал экспериментального образования. -1912. - №4 (часть 2)
Современная динамично развивающаяся медицина предъявляет повышенные требования к уровню подготовки молодых специалистов [1]. В связи с этим постоянно совершенствуются методы преподавания отдельных дисциплин в вузах [2].

Цель настоящей работы: предварительная оценка преподавания хирургии в институте высшего сестринского образования в условиях перехода на стандарты третьего поколения.

Непосредственные задачи работы: анализ рабочих программ вуза. Изучение качества и сохранности знаний студентов, обучающихся на факультете высшего сестринского образования (ВСО)

Первые результаты работы кафедры хирургии с курсом акушерства, гинекологии и онкологии по преподаванию хирургии на факультетах института в условиях применения стандартов последнего поколения даютнам возможность подвести некоторые предварительные итоги.

В настоящее время хирургические дисциплины изучаются как на факультете среднего профессионального образования (ФСПО) (дисциплина «Сестринский уход при заболеваниях хирургического профиля» (квалификация «медицинская сестра») и дисциплина «Лечение пациентов хирургического профиля» (квалификация «фельдшер) так и на факультете высшего профессионального образования (ФВПО) (дисциплина «Сестринское дело в хирургии» (квалификация « бакалавр»).

Таблица 1

С учётом квалификации студентов в соответствии с рабочими программами учебные часы распределились следующим образом

Учебные часы

Квалификация студентов

Медицинская сестра/ медицинский брат

Фельдшер

Бакалавр

Максимальная учебная нагрузка

276

270

216

Обязательная аудиторная нагрузка

184

180

130 (154)

В структуре преподавания отдельных разделов хирургии имеются существенные различия с учетом квалификации студентов. Условно весь учебный материал можно разделить на следующие разделы: 1) Общая хирургия, 2) Хирургическая инфекция, 3) Хирургия повреждений, 4) Хирургические болезни с выделением неотложных хирургических заболеваний и хирургических заболеваний, подлежащих лечению в плановом порядке.

Таблица 2

Количество часов обязательной учебной нагрузки, выделенных на изучение отдельных разделов хирургии в зависимости от квалификации студентов.

Количество часов обязательной аудиторной нагрузки, выделяемых на изучение отдельных разделов рабочей программы

Квалификация студентов

Медицинская сестра/ медицинский брат

Фельдшер

Бакалавр

Общая хирургия

96
(52%)

74
(41%)

46
(30%)

Хирургическая инфекция

32
(17,4%)

26 (14,4%)

14 (0,9%)

Хирургия

повреждений

56
(30,6)

8
(4.6%)

36 (23,4%)

Хирургические болезни

-

72
(40%)

58 (37,7%)

Всего:

184
(100%)

180
(100%)

154
(100%)

Из таблицы 2 видно, что студенты квалификации медицинская сестра уделяют большое внимание на занятиях изучению всех базовых разделов хирургии (общая хирургия, хирургическая инфекция, хирургия повреждений), что несомненно важно для их дальнейшей профессиональной деятельности. Однако обращает на себя внимание малая осведомлённость будущих медицинских сестёр о большинстве хирургических заболеваний, включая и неотложные заболевания (острый аппендицит, перитонит, острая кишечная непроходимость и т.д.)

Наиболее сбалансированной представляется рабочая программа для фельдшеров, где достаточно полно представлены все основные разделы хирургии. Следует сказать, что вопросы хирургии повреждений вынесены у них в отдельную дисциплину «Травматология».

Рабочая программа по «Сестринскому делу в хирургии» для бакалавров с большим трудом укладывается в отведенные ей часы обязательной аудиторной нагрузки. Отсюда и явный недостаток времени на изучения такой актуальной для наших дней проблемы, как хирургическая инфекция.

Таблица 3

Динамика показателей успеваемости по результатам экзаменов по дисциплине «Сестринское дело в хирургии» студентов ФВПО

Учебный

год

Средний балл

Экзаменационные оценки

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

2010-2011

4,3

35
(40,2%)

43
(49,5)

9
(10.3%)

2011-2012

4,32

18
(33%)

37
(67%)

-

2012-2013

4.29

18
(29%)

44 (71%)

-

2013-2014

4.35

25
(38.5%)

38 (58,5)

2
(3%)

Приведенные результаты, показанные студентами ФВПО на экзамене по дисциплине «Сестринское дело в хирургии» не выявили значимых различий успеваемости при переходе на обучение по новому стандарту.

Сохранность знаний по дисциплине «Сестринское дело в хирургии» у студентов ФВПО оценивали путём сравнения результатов тестирования, полученных во время занятий на кафедре и спустя 5 месяцев после сдачи экзамена. В повторном тестировании участвовали 18 студентов. Снижение результатов на 1 балл получено у 6 студентов, на 2 балла - у 2. 9 студентов получили результат, аналогичный исходному. Повышение результата тестирования на 1 балл зафиксировано у 1 студентки.

Выводы:

1. Проведенный анализ рабочих программ для ФСПО и ФВПО открывает возможности для их дальнейшего совершенствования с учётом потребности здравоохранения.

2. Оценка результатов промежуточной аттестации студентов ФВПО не выявила существенных различий успеваемости студентов при переходе на обучение по стандартам третьего поколения.

3. Анализ результатов тестирования студентов ФВПО спустя 5 месяцев после окончания изучения дисциплины и сдачи экзамена по «Сестринскому делу в хирургии» показал хорошую сохранность знаний по предмету.


Библиографическая ссылка

Рамонова Л.П.. Бондаренко П.П., Безуглая О.И. ИЗУЧЕНИЕ ХИРУРГИИ В СИСТЕМЕ МНОГОУРОВНЕВОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 246-248;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6086 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674