Профилактика суицидального поведения является весьма сложной и щепетильной сферой деятельности социально-психологической службы. Работа в этом направлении должна проводиться экологично, в идеале она скрыта и органично вписана в образовательный процесс. Другой составляющей успеха профилактической работы является сотрудничество и взаимодействие между психологом и педагогом-предметником, классным руководителем, социальным педагогом, другими участниками образовательного процесса. К сожалению, пожиная горькие плоды неудач профилактики детско-юношеских суицидов, мы сталкивается с тем, что у педагога-психолога было профессиональное понимание сущности возникшей кризисной ситуации, но он остался пассивен. Напротив, классный руководитель предпринимал активные действия, но не правильно понимал психологические причины сложившейся ситуации, и поэтому его действия по отношению к ребенку или родителям оказались неэффективны. Причём зачастую как психологи, так и педагоги находятся в оправдательной позиции, передавая полностью ответственность за судьбу ребенка семье или государству, как некой безличной, но в то же время глобальной силе, демонстрируя свою беспомощность в кризисной ситуации.
Профилактика суицидального поведения обучающихся - это, прежде всего, предупреждение возникновения проблем развития личности, профилактика отклоняющегося поведения, помощь в решении актуальных задач социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, взаимоотношениями со сверстниками, педагогами, родителями). Её миссия - устранение социальных и психологических предпосылок, способствующих формированию суицидального поведения и суицидогенной обстановки в коллективах. Эта миссия должна реализовываться через систему воспитательной работы, психолого-педагогическое сопровождение, все мероприятия образовательного учреждения, направленные на сохранение и укрепление физического, психического и психологического здоровья обучающихся.
Можно выделить два основных вектора организации профилактической работы:
Общая профилактика (содействие самореализации обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, предупреждение школьной и социальной дезадаптации, сохранение и укрепление здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса).
Специальная профилактика (выявление и сопровождение обучающихся, нуждающихся в особом внимании и проведение с ними индивидуальной работы).
На разных ступенях образовательного процесса, направленного на общую профилактику суицидального поведения обучающихся задачи психолого-педагогического сопровождения различны.
Для начальной школы - это ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии и воспитании ребенка, профилактика его страхов и тревог, «школьной боязни», преодоление проблем, связанных с подготовленностью к обучению в школе, обеспечение беспроблемной адаптации к школе, повышение заинтересованности младших школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации, творческих способностей.
Основная школа - это адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития подростков, помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения и наркозависимости.
В старшей школе - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциональных проблем (самопознание, поиск смысла жизни. Формирование ценности жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы старшеклассников, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности.
На всех этапах обучения задачей общей профилактики является создание психологически безопасной образовательной среды, которая включает в себя:
1. Защищенность от психологического насилия (публичное унижение; оскорбление; высмеивание; угрозы; обидное обзывание; игнорирование; неуважительное отношение; недоброжелательное отношение).
2. Референтную значимость окружения (при её отсутствии ребенок отрицает ценности и нормы школы, стремится «покинуть» школу).
3. Удовлетворенность в личностно-доверительном общении. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении приводит к эмоциональному дискомфорту, нежеланию высказывать свою точку зрения и мнение; нежелание обращаться за помощью, невнимательность к просьбам и предложениям.
Специальная профилактика на первичном уровне имеет своей целью сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения суицидов и направлена на решении следующих задач:
- Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.
- Пресечение всех видов насилия над детьми.
- Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
- Организация занятости детей.
- Обучение учащихся способам проблемо-разрешающего поведения, поиску социальной поддержки, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
- Повышение стрессоустойчивости, обучение приемам, помогающим преодолевать стресс, снимать эмоциональное напряжение.
Вторичная профилактика заключается в предотвращении возможного самоубийства. Стратегия и тактика помощи детям и подросткам, проявляющим суицидальные намерения, привлечение специалистов в области психиатрии, взаимодействие с суицидологической службой направлены на быстрое реагирование в ситуации угрозы суицида с целью оказания скорой специализированной помощи подростку.
Целью третичной профилактики является снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.
Оценка риска суицидального поведения во многом зависит от умения педагогов видеть, слышать и понимать психические состояния обучающихся, а также факторы, негативно на них влияющие.
Это невозможно без:
- знаний возрастной психологии и психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-педагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;
- знания факторов и возрастных особенностей суицидального поведения,
- маркеров суицидального состояния
- ресурсов, которые может использовать сам педагог для поддержки детей
- активного патронажа семей, в которых проживают учащиеся группы риска
- знания ответов на вопросы: «Что делать?», «Каким образом?», «На каких основаниях?», «Для чего?», «Какие правовые основы действий?»
При исследовании психологической атмосферы в семье, изучении личных дел учащихся, диагностическом исследовании психологической атмосферы в семье, при посещении на дому, взаимодействии с ближайшим социальным окружением учащегося, особенно необходимо обратить внимание на:
- несправедливое отношение со стороны родителей;
- развод (или супружеские измены) в семье учащегося;
- потерю одного из членов семьи;
- неудовлетворенность в доверительных отношениях с родителями;
- реальные конфликты и мотивы участников конфликта;
- одиночество, недостаток внимания со стороны окружающих.
При наблюдении за состоянием психического и физического здоровья, при изучении личных дел и медицинских карт учащихся, важно обратить внимание на:
- патологические наследственные причины (алкоголизм родителей, психопатия, психологические травмы, зависимости и пр.);
- соматические заболевания, эмоциональные переживания, зависимости от компьютерных и азартных игр, алкоголя, наркотических веществ.
Наблюдая взаимодействие в социуме, изучая межличностные отношения «учащийся - учащийся», «учащийся - педагог», важно обратить внимание на:
- отверженность, неприятие, унижение личностного достоинства ребенка;
- несостоятельность, неудачи в учебе, падение престижа в коллективе сверстников;
- несправедливые требования к учащемуся;
- принадлежность к молодежным асоциально настроенным группам, деструктивным сектам или боязнь конфликтов, угроз, расправ за разрыв отношений с ними;
- страх иного наказания или позора, самоосуждение за неблаговидный поступок.
Также необходимо определить временные или постоянные дезадаптирующие условия:
- снижение толерантности к эмоциональным нагрузкам;
- своеобразие личностного развития, несформированность навыков общения;
- неадекватная самооценка личностных возможностей;
- потеря любимого человека; уязвленное чувство собственного достоинства;
- отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство;
- состояние постоянного (прогрессирующего) переутомления;
- паническая боязнь будущего и т.д.
Для выявления депрессии, агрессивных и аутоагрессивных тенденций у детей и подростков с помощью психодиагностики можно использовать:
- шкалу депрессии для детей и подростков M. Kovacs;
- опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)
- рисуночный тест Сильвер
- шкалу агрессии Басса-Перри;
- методику на выявление и предупреждение самоубийств (В.П. Костюкевич, А.А. Биркин, В.П. Войцеха, А.А. Кучер);
- проективные методы (рисунки на свободную тему, «Мое состояние», метод незаконченных предложений).
Педагогу-психологу нельзя ограничиваться только опросниками или только рисуночными методиками и важно соотносить полученные результаты с той информацией, которой владеет классный руководитель, социальный педагог или предметник. Нет ничего хуже, чем формальные, а не содержательные рекомендации данные психологом учителю по результатам диагностики.
Коррекционно-развивающее направление в профилактике суицидального поведения детей и подростков включает в себя: коррекцию межличностных отношений в классах, формирование социально-поведенческих, коммуникативных навыков, реализацию специальных психолого-педагогических программ, направленных на формирование жизнестойкости, стрессоустойчивости, коррекцию познавательных процессов.
Для этого используются разнообразные формы работы: социально-психологические тренинги, групповые и индивидуальные коррекционные занятия, развивающие занятия во внеурочной деятельности, консультации.
С целью просвещения родителей педагогу-психологу необходимо планировать выступления на родительских собраниях, информируя родителей о психологических особенностях подросткового и юношеского возраста, особенностях поведения подростка, имеющего суицидальные намерения, создании безопасной психологической атмосферы в семье. Важно усилить внимание родителей к порядку хранения лекарственных средств и оружия, информировать об имеющихся психологических, социальных и медицинских службах.
Другим направлением просветительской деятельности педагога-психолога является проведение цикла мероприятий для педагогического коллектива по повышению психологической компетентности педагогов в организации взаимодействия с обучающимися и родителями, созданию психологически безопасной образовательной среды, обучение педагогов навыкам распознавания и адекватного реагирования на признаки психоэмоционального неблагополучия обучающихся.
Информационное обеспечение включает в себя оформление стендов с информацией о получении психологической и медицинской помощи в учреждениях муниципалитета, о круглосуточных телефонах доверия. Оперативному решению проблем детей и подростков содействует информирование управления образования и представителей здравоохранения, комиссии по делам несовершеннолетних о выявленных случаях дискриминации, физического и психического насилия, оскорбления, грубого обращения среди учащихся. Изготовление памяток, буклетов, методических материалов должно быть направленно на повышение психологической грамотности обучающихся, обучение психологическим знаниям, имеющим ценность в критической жизненной ситуации («Как пережить потерю близкого человека», «Что такое стресс и как с ним справиться», «Способы разрешения конфликта», «От любви до ненависти», «Зависимость и созависимость», «Дружба и предательство» и т.д.).
В направлении межведомственного взаимодействия основной задачей является поддержание контактов со специализированными медицинскими, социальными, психотерапевтическими учреждениями районного (краевого) уровня с целью профилактики суицидального поведения, а также в ситуации совершенного суицида (его попытки) и своевременное направление субъектов образовательного процесса в специализированные учреждения.
Библиографическая ссылка
Рыженко С.К. ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 258-262;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6090 (дата обращения: 21.11.2024).