Нет никаких прикладных наук,
есть только одна Наука и ее плоды,
как дерево и плоды, им порожденные.
Луи Пастер
Современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать через активное участие студентов в научно-исследовательской работе, которая на современном этапе приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста.
Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в федеральных государственных образовательных стандартах и является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования. Более того, одна из задач укрепления интеграции науки и образования заключается в поиске путей, механизмов и форм осуществления поддержки коллективов преподавателей и студентов, участвующих в научно-исследовательской деятельности.
Цель обучения - не только донести до студентов определенную систему знаний по различным научным дисциплинам, но и обучить их самостоятельно приобретать, трансформировать, анализировать научные знания, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Приступая к учебной и исследовательской деятельности в новой среде, студент уже имеет сложившееся представление о себе, и теперь изменение этого представления оказывается не только важнейшим условием успешного решения возникающих проблем жизнедеятельности, но и путем развития.
Однако практика показывает, что студенты не в полной мере готовы к этому виду деятельности, поскольку их интерес к ведению научно-исследовательской деятельности ограничивается формальными рамками написания курсовой, дипломной работы. Поэтому организация обучения студентов научно-исследовательской деятельности составляет в настоящее время одну из важнейших дидактических задач, которая пока еще далека от окончательного решения в существующей практике образования.
В связи с этим в КММИВСО была предпринята попытка изучения профессионально-исследовательской направленности студентов и преподавателей.
Для реализации этого исследования была разработана анкета, вопросы которой направлены на изучение профессионально-исследовательской направленности специалиста как начинающего, так и уже достигшего определенных результатов в НИР. Для проведения исследования в преподавательской среде также были использованы методики определения личностной направленности и диагностики уровня саморазвития.
Для определения личностной направленности использовалась ориентационная анкета, разработанная Б. Бассом, которая состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. С помощью такой методики выявляются следующие направленности: направленность на себя (ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников); направленность на общение (стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий); направленность на дело (заинтересованность в решении деловых проблем).
В исследовании приняли участие 78 человек: из них 48 студентов второго, третьего и четвертого курсов (специальности «сестринское дело», «лечебное дело», «стоматология ортопедическая»); 30 преподавателей.
Комплексное использование представленных выше методик позволило определить следующее.
88,4% (69 чел.) удовлетворены выбором медицинской профессии; 93,5% (73 чел.) хотели бы достичь высоких результатов в выбранной профессии; для 78,2% (61 чел.) исследовательская деятельность представляет профессиональный интерес; 38% (30 чел.) желают обладать статусом человека, занимающегося профессиональными исследованиями; 71,7% (56 чел.) считают интересной работу по исследованию актуальных проблем своей профессии; 80,75% (63 чел.) считают «поощрение» обязательным условием для профессионально-исследовательской работы: нуждаются в моральной поддержке со стороны значимых персон, консультативно-методической помощи и поддержании имеющегося интереса для достижения высоких профессионально-исследовательских результатов;
По мнению респондентов, специалист в многоуровневой системе профессионального образования должен обладать такими профессиональными и личностными качествами как культура (28,2%), профессиональная компетентность (26,2%), стремление и способность к развитию и саморазвитию (24,3%), коммуникативная компетентность (21,7%), но 42,3 % нуждаются в консультативно-методической помощи, 37,1% - в материальном стимулировании, 34,6% - в моральной поддержке для достижения высоких профессионально-исследовательских результатов, а также 20,5% - в поддержании имеющегося интереса в профессии. 78, 5% (22 чел.) преподавателей в своей деятельности ориентированы на дело: заинтересованы в решении деловых проблем, в выполнении работы как можно лучше, ориентированы на деловое сотрудничество, способны отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. 14,2% (4 чел.) преподавателей направлены в своей профессиональной деятельности на себя: ориентированы на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивны в достижении статуса, властны, склонны к соперничеству, раздражительны, тревожны, интровертированы. 7,1% (2 чел.) преподавателей настроены больше на общение, а именно: стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми;
У 3,4 % преподавателей очень высокий уровень стремления к саморазвитию; у 34,4% - выше среднего; 31% - средний; у 31,1% - ниже среднего; у 68,9% преподавателей нормальная самооценка своих качеств, способствующих их саморазвитию.
В основе саморазвития эффективны проблемно-поисковая, критериально-ориентировочная, имитационно-моделирующая образовательные технологии.
Таким образом, изучив полученные результаты, можно сделать вывод о высокой профессионально-исследовательской направленности студентов и педагогического состава КММИВСО, которая, однако, нуждается как в методической поддержке, так и моральной.
Проведенное исследование актуализировало проблему наставничества и эффективности взаимодействия преподавателей и студентов по осуществлению научно-исследовательской деятельности на принципах целенаправленности, системности и гуманности.
Библиографическая ссылка
Савункина А.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КММИВСО // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 275-277;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6094 (дата обращения: 21.11.2024).