В системе образования, где наиболее интенсивно развивается личность, процесс адаптации обучающегося приводит к таким взаимоотношениям личности и социальной общности, которые обеспечивают превращение индивида в личность, обладающую некоторыми основными чертами социально-психической зрелости. Современная система непрерывного образования, являясь многоуровневой, обеспечивая переход обучающихся на новую образовательную ступень непосредственно связана с их адаптацией к условиям новой образовательной ситуации. Соответственно, адаптация не только даёт возможность личности приспособиться к новым условиям, но и сформировать новые способы поведения для преодоления имеющихся трудностей и успешной деятельности, которые имеют индивидуальный характер и складываются по мере накопления и совершенствования опыта. На сегодняшний день остро стоит проблема социально-психологической адаптации студентов в учебном образовании в силу нескольких причин. Во-первых, абитуриент после зачисления становится представителем особой социальной группы - студенчества, но далеко не всеми студентами осознается значимость данной социальной роли. Во-вторых, студенту необходимо актуализировать готовность к перестройке своей учебной деятельности по сравнению с обучением в школе, но в большинстве случаев это сложно для тех студентов, которые в общеобразовательной школе не могли продемонстрировать умения учиться, размышлять, строить отношения с преподавателями. В-третьих, дальнейшее обучение имеет более выраженную прагматическую направленность по сравнению со школьным обучением, оставляя в стороне ценностные аспекты человеческой деятельности.
Эффективность процесса адаптации и создание благоприятного адаптационного периода является первостепенной задачей всего образовательного процесса учебного заведения, в ходе которого реализуются педагогические условия, способствующие выявлению и коррекции исходных негативных тенденций профессионального становления, возникших в адаптационный период у студентов-первокурсников; применяются способы активизации учебной деятельности, повышения практических навыков самостоятельной работы, укрепления интереса к учебной деятельности; психологическая помощь, поддержка и сопровождение в создании условий для самостоятельного выбора своего стиля в различных видах деятельности и общения; включение первокурсников в систему студенческого самоуправления, которая является формой студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью. Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами.
Проведенные исследования позволяют выделить следующие составляющие процесса адаптации: дидактические, профессиональные и социально-психологические трудности.
Под дидактическими трудностями понимают процесс приспособления к вузовской системе обучения, вхождение студента в особенности учебной деятельности (необходимость усвоения большого объема знаний, по сравнению со школой, самостоятельная организация учебы и др.). Содержание дидактической адаптации сводится к формированию у студента рациональных приемов и способов самостоятельной познавательной деятельности не только по заданию преподавателей, но и на основе личных планов, направленных на расширение и углубление профессионального самообразования.
Под профессиональной адаптацией следует понимать идентификацию личности студента с будущей профессиональной деятельностью, с социальной ролью, которую ему придется исполнять после завершения обучения в вузе. Первостепенное значение в этой адаптации имеет формирование профессиональной направленности личности, то есть целеустремленное, активное, творческое приспособление индивида к характеру и содержанию профессиональной деятельности.
Социально-психологические трудности включают все стороны обучения: интеграцию личности со студенчеством, принятие его ценностей, норм, стандартов поведения. Это накладывает отпечаток на личность, сообщает ей внутреннюю динамику потребностей. На процесс внутренней переориентированности личности оказывает также влияние фактор межличностных отношений, которые определяют установки, удовлетворяющие личностный статус студента, формируют уровень его притязаний. Сюда же относят и формирование у студентов потребности быть полезным обществу, активной позиции, ценностного отношения к труду, организации быта и досуга.
Для оценки степени адаптированности первокурсников было проведено исследование степени адаптации студентов первых курсов к условиям получения образования в КММИВСО.
Для проведения исследования был использован опросник социально-психологической адаптированности (шкала СПА, разработанная в 1954 году К.Род-жерсом и Р.Даймондом), адаптированный А.К.Осницким.
Данная методика позволяет определить не только состояние адаптации и дезадаптации в условиях учебного заведения, но и особенностей представления о себе, их перестройки в критических ситуациях, побуждающих студентов к переоценке себя и своих возможностей.
Результаты исследования процесса адаптации первокурсников показали, что большинство (77%) студентов первого курса приняли позицию «студента» и условия обучения в КММИВСО, небольшая часть первокурсников включилась в процесс обучения в колледже с меньшей активностью и имела трудности (23%).
Адаптация студентов к новым условиям обучения заканчивается в конце 2-го - начале 3-го учебного семестра. В условиях КММИВСО специально планируется система мероприятий, способствующая успешной адаптации первокурсников. К числу наиболее важных мероприятий относятся работа по формированию и комплектованию групп, ритуал «Посвящение в студенты», чтение курса «Введение в специальность», выступления ведущих преподавателей в группах, знакомство с историей КММИВСО, выпускниками, прославившими его, организация для студентов психологических консультаций.
Библиографическая ссылка
Савункина А.А. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 277-279;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6095 (дата обращения: 21.11.2024).