Структура и продолжительность практики определены Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО, 2010) и непосредственно ориентирована на профессионально-практическую подготовку студентов. Методика проведения производственной практики как образовательного процесса - участие в реальной жизненной ситуации.
Задача производственной практики - формирование способностей по уходу за больным и развитие компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций.
Общекультурные компетенции:
- способность и готовность к самосовершенствованию;
- способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики;
- овладеть умением решать вопросы проведения санитарно-просветительной работы с целью формирования здорового образа жизни.
Наряду с общекультурными компетенциями студент должен овладеть и начальными профессиональными компетенциями необходимыми для решения, в последующем, любых профессиональных задач.
Общепрофессиональные компетенции:
- способность и готовность применять методы асептики и антисептики;
- способность и готовность проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений учреждений здравоохранения;
- способность и готовность овладеть техникой ухода за больными;
- способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты будущей врачебной деятельности в общении с коллегами, младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;
- способность и готовность осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья (санитарно-просветительная работа по гигиеническим вопросам).
Цель практики - формирование умений и навыков ухода за больными терапевтического и хирургического профиля.
Соответствующий ФГОС перечень знаний, умений, навыков предъявляет опережающие требования к компетенциям студентов 2 курса. Они еще не имеют достаточных знаний по инфекционным болезням, микробиологии, хирургическим болезням и т.д. Для решения этой проблемы может быть использован доминантно-контекстный подход (ДК-подход), основанный на принципе доминанты А.А. Ухтомского [1].
Целью нашей работы стало повышение эффективности учебного процесса при экономии учебного времени и формирование у студентов способности быстрого и системного усвоения знаний и навыков для дальнейшего профессионального использования.
При ДК-подходе учебная информация должна быть организована в виде системы, состоящей из доминанты (содержательное ядро учебной информации), периферии (множество не входящих в содержательное ядро дидактических единиц), контекста (совокупность логических и ассоциативных связей между всеми элементами системы) [2]. Мы использовали способы задания общего контекста системы учебной информации: целеполагание, задание константного параметра, ключевое слово, «лозунг», рефрен, совокупность «скрытых» факторов образования, аксиологический приоритет, задание ритма учебного процесса. В частности, с помощью рефрена, принудительно осуществляется доминантная связь в системе учебной информации (например, соблюдение правил асептики и антисептики в лечебных учреждениях при прохождении практики). Создание совокупности «скрытых» факторов образования - сама обстановка лечебно-профилактических учреждений задает контекст. Одним из самых мощных способов задания контекста является ритм учебного процесса. Использование интернет-технологий с целью подготовки презентаций студентов на соответствующие темы, которые формируют мотивационную основу обучения, стимулируют активную самостоятельную работу и интеллектуальное развитие студентов. Становится возможной трансформация учебного материала в интерактивные варианты.
Обучение с использованием учебных материалов, организованных на основе ДК-подхода способствует экономии учебного времени при повышении эффективности образовательного процесса и формировании у студента общекультурных и профессиональных компетенций.
Библиографическая ссылка
Сидельников А.Ю., Гуменюк С.Е. ДОМИНАНТНО-КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОМОЩНИКА ПАЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 291-292;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6102 (дата обращения: 21.11.2024).