Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОПЫТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР НА БАЗЕ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ТБИЛИССКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА

Чхаидзе З.Б. 1
1 Тбилисский государственный университет им. Ив. Джавахишвили

Современное профессиональное образование ориентировано на соответствие интересов общества в целом и постоянно изменяющихся требованиям заказчика и учредителя в частности. Образовательные услуги должны соответствовать запросам рынка труда, формированию оптимальной структуры профессионального образования, нацеленного на конечный результат - подготовку профессионала, востребованного работодателем.

Мы хотели бы поделиться опытом подготовки и переподготовки медицинских сестёр в Грузии в соответствии с новыми требованиями учебных программ на базе медицинского факультета Тбилисского государственного университета.

Программа курса обучения

Общее количество курсантов

768

Общий сестринский курс

582 (71 - из регионов)

Курс для медсестер отделений неотложной помощи

24

Курс для медсестер хирургических отделений

16

Курс для медсестер отделений интенсивной терапии

26

Курс для медсестр акушерских отделений

23

Курс для медсестер педиатрических отделений

97

Распределение студентов в учреждениях здравоохранения

Многопрофильные клиники

65%

Педиатрические клиники

23%

Родильные дома

11%

Служба неотложной медицинской помощи

1%

Опыт работы

До 5 лет

31%

5-10 лет

10%

10-15 лет

13%

16-20 лет

18%

21-30 лет

21%

31-40 лет

7%

С 1992 года Тбилисский государственный университет совместно с университетом Эмори (Атланта, Джорджия, США) при поддержке правительства Грузии разработал ряд успешно реализованных партнерских проектов по неотложной медицинской помощи по направлению сестринского образования с целью улучшения менеджмента управления здравоохранением.

С сентября 2009 года партнеры по международному развитию с университетом Эмори на нашем факультете в Школе медицины реализуют программы сестринского образования. Проект полностью изменил отношение к сестринскому делу в стране. Медсестры занимают важное место в секторе здравоохранения, их присутствие является жизненно-важным в клиниках, амбулаториях, первичных лечебных учреждениях здравоохранения страны с переходной экономикой. В настоящее время, имея огромный потенциал, медицинские сестры не могут оказывать существенное влияние на систему здравоохранения. Поэтому разработанная программа направлена на содействие развития сестринского образования и внедрения инноваций в этой области.

Программа предназначена для обучения и подготовки 2 500 медицинских сестер, 750 медицинских сестёр уже повысили квалификацию.

Цель Программы:

  • Повышение квалификации практикующих медсестер в Грузии.
  • Повышение престижа профессии медсестры и совершенствование профессиональных навыков.
  • Создание первой программы бакалавриата в сестринском деле.

В Грузии работают в общей сложности 21 000 врачей и 19 000 медсестер и акушерок, соотношение врачей и медсестер составляет 0,9, что является очень низким показателем.

Компетенции медицинских сестёр и обязанности, которые возлагались на них в учреждениях системы здравоохранения, отражали низкий уровень их профессионального развития, что обусловлено отсутствием профессиональных стандартов для лицензирования и регулирования сестринского дела.

Медсестры:

  • могли только распределять лекарственные средства;
  • не могли делать какие-нибудь записи в карте пациента;
  • не имели право провести собеседование или назначить какое-либо обследование пациента.
  • не имели специальных инструкций и плана работы, адекватных при оказании помощи при различных заболеваниях

На первом этапе проекта было протестестировано 679 практикующих медсестер, тесты из 75 вопросов включали общие знания ухода за пациентом. Средний показатель результатов тестирования не превысил 37%.

Собеседование включало проверку знания английского языка. Были отобраны 17 кандидатов, которые прошли трехмесячный интенсивный курс под руководством ведущих ученых из университета Эмори и Тбилисского Госуниверситета.

В ходе реализации проекта на медицинском факультете Тбилисского государственного университета были организованы следующие курсы:

  • Общий сестринский курс - основа для других курсов
  • Детский уход
  • Курс ухода в отделениях неотложной помощи
  • Хирургический уход
  • Уход в интенсивной терапии
  • Акушерский уход.

Учебный процесс осуществлялся без отрыва от производства - первую половину дня курсанты занимались на факультете, во второй половине дня возвращались на службу. 60% процентов учебной программы составляла теоретическая подготовка , 40% - использование симуляционных технологий в клинической практике. Процесс обучения проходил на грузинском языке с показом слайдов и других материалов и средств обучения. Клиническое обучение курсантов проводилось на базе трех лечебных учреждений.

В ходе реализации проекта сестринский процесс в учреждениях практического здравоохранения приблизился к американским стандартам.

Учебные курсы проекта, финансируемого в рамках USAID, разработанные с университетом Эмори, состоят из 40 модулей, учебных программ для медсестер. Каждый модуль включает слайды, видео- и печатные материалы.

Каждый курс состоит из двух частей. Изучали материалы, относящиеся к следующим вопросам: этики, здоровья, лидерство, истории болезни пациента и физической оценки, критического мышления и ведение сестринского процесса.

Клинические материалы разделены на три группы:

  • Фундаментальная наука и патофизиология
  • Клинические проявления заболевания
  • Специфика сестринского дела в зависимости от конкретного заболевания.

Освоение соответствующих навыков происходит с помощью лекций, лабораторной и клинической подготовки, моделирования и включает следующие темы:

  • История болезни пациента и физическое обследование.
  • Заполнение медицинской карты.
  • Оценка пациента.
  • Назначение медикаментов.
  • Расписание процедур.
  • Мониторинг приема медикаментов и результатов лечения.
  • Процедуры.
  • Внутривенное введение препарата.
  • Катетеризация мочевого пузыря.
  • Назогастральное зондирование.
  • Дренаж.
  • Ежедневный уход за системами переливания.
  • Подготовка и перевод больного в постель.
  • Контроль стерильности.
  • Перевязки.
  • Коммуникативные навыки с пациентами.
  • Инфекционный контроль.
  • Профилактика заболеваний и укрепление здоровья.
  • Критическое мышление.

Проведен ряд мероприятий, направленных на достижение двух основных целей - повышение знаний и навыков практикующих медсестер и изменение профессиональной роли медсестер в медицинской области:

  • подписание соглашения с каждой клиникой, где определено, какое влияние может оказать работа переподготовленной медсестры на текущие процессы в каждой больнице;
  • функция медсестры дополнится новыми обязанностями, такими как ведение медицинских карт, инфекционный контроль, катетеризации и т.д.;
  • больницы в течение трех месяцев должны опубликовать отчет о деятельности выпускников и провести опрос медсестер для того, чтобы проверить, изменились ли их обязанности в соответствии с соглашением;
  • после окончания курса медсестры будут проинформированы с помощью социальной сети, статьи и другая полезная информация будут размещены на Facebook - страницу, чтобы процесс развития и обучения медсестер был непрерывным;
  • каждый курсант должен составить план для продолжения образования после завершения курса;
  • запланировано ежегодное проведение недельного курса по отчёту о проведённой работе.

В настоящее время курс обучения прошли 768 медицинских сестер, из них 71 - во временных учебных центрах, организованных в районах.

Сегодня в Грузии функционируют несколько Высших школ медсестер, где обучают высококвалифицированных специалистов по программе бакалавриата в сестринском деле.


Библиографическая ссылка

Чхаидзе З.Б. ОПЫТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР НА БАЗЕ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ТБИЛИССКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 344-346;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6119 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674