Высокотехнологичная медицинская помощь (ВТМП) - это медицинская помощь, выполняемая высококвалифицированными медицинскими кадрами с использованием сложных и уникальных медицинских технологий, основанных на современных достижениях науки и техники, Это, в первую очередь, операции на открытом сердце, трансплантация сердца, печени, почек, нейрохирургические вмешательства при опухолях головного мозга, лечение наследственных и системных заболеваний, лейкозов, тяжелых форм эндокринной патологии, а также иные хирургические вмешательства высокой степени сложности.
На текущий момент ВТМП оказывается по 21 профилю: абдоминальная хирургия (лечение органов брюшной полости), акушерство и гинекология, гематология, комбустиология (лечение тяжелых ожоговых поражений), нейрохирургия, онкология, оториноларингология, офтальмология, педиатрия, сердечно-сосудистая хирургия, торакальная хирургия (хирургия органов грудной клетки), травматология и ортопедия, трансплантация органов и тканей, урология, челюстно-лицевая хирургия, эндокринология, детская хирургия в период новорожденности, неонатология, гастроэнтерология, дерматовенерология, ревматология [2].
До реализации национального проекта «Здоровье», значительное число граждан страны не могло получить необходимую ВТМП из-за отсутствия эффективного механизма ее финансирования, а также из-за ограниченности бюджетных средств. Финансирование оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи составляло на 2005 год около 30% от необходимого объема. Такое положение дел объясняло недостаточную оснащенность лечебных учреждений медицинским оборудованием, что значительно увеличивало срок ожидания лечебно диагностических исследований и понижало качество оказания медицинской помощи [3]. Кроме того, износ медицинского оборудования, санитарного автотранспорта достигал 65%.
Имелись проблемы и с медицинскими кадрами. Так, укомплектованность поликлиник врачами составляла 56%, коэффициент совместительства - 1,45, 30% врачей участковой службы не проходили специализацию более 5 лет. Следствие этого - рост хронических и запущенных заболеваний, что, в свою очередь, приводит к высокому уровню госпитализации и вызовов скорой медицинской помощи.
Меры государства, направленные на развитие первичной медицинской помощи, призваны повлиять на своевременное выявление и предупреждение многих заболеваний, приводящих к инвалидизации и требующих оказание ВТМП.
Цель приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения - сделать высокотехнологичную медицинскую помощь доступной как можно большему числу граждан, нуждающихся в ней, в связи с этим, министерством здравоохранения и социального развития РФ 29 марта 2006 года был издан приказ № 220 «Об оказании высокотехнологичных видов медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, Федеральному медико-биологическому агентству и Российской академии медицинских наук, во II-IV кварталах 2006 г». Этим приказом утверждаются:
- перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях, подведомственных Росздраву, ФМБА и РАМН во II-IV кварталах 2006 г. - 272 вида;
- государственное задание по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи гражданам РФ на II-IV кварталы 2006 г.;
- процедура согласования распределения планового количества больных субъектов РФ в подведомственных федеральных специализированных медицинских учреждениях;
- примерная форма соглашения о выполнении государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи гражданам РФ и др.
Подобные приказы ежегодно переиздавались: в 2007г. № 320 и № 633 «О госзадании на оказание ВТМП в 2007 году», 28.12.2007 № 812 и 27.08.2008 №458н «О госзадании на оказание ВТМП в 2008 году».
В 2006 году постановлением правительства РФ № 635 было утверждено положение о Федеральном агентстве по высокотехнологичной медицинской помощи. В его ведении была:
- организация деятельности по оказанию государственных услуг при предоставлении ВТМП,
- разработка, внедрение и применение современных медицинских технологий,новых методов диагностики и лечения,
- направление граждан РФ на лечение за границу,
- деятельность по подготовке в ординатуре, аспирантуре и докторантуре медицинских работников для сферы здравоохранения,
Агентство осуществляло ведение баз данных в установленной сфере деятельности, занималось распределением квот на оказание высокотехнологичной медицинской помощи и т.д.
Однако, постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 года № 423 это Федеральное агентство прекратило свое существование и часть его функций перешла в Минздравсоцразвития.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 июля 2006 года № 527 были утверждены следующие документы:
- учетная форма № 025/у-ВМП «Талон-направление на ВМП»
- отчетная форма № 67-ФСМУ- «Сведения о предоставлении высокотехнологичной медицинской помощи фе-деральным специализированным медицинским учреждением»
- отчетная форма № 67-ТОУЗ- «Сведения о высокотехнологичной медицинской помощи, оказанной гражданам субъекта Российской Федерации федеральными специализированными медицинскими учреждениями, подведомственными Росздраву, ФМБА России и РАМН» инструкции к ним.
Больные, нуждающиеся в ВТМП, фиксируются в субъектном листе ожидания, форма которого была предложена 05.05.2005 года приказом Минздравсоцразвития за №617. Субъектный лист ожидания содержит информацию о сроках оказания ВТМП детям [1]. В ходе работы с учетными документами в таблицу «Мониторинг по разделу: «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью» в рамках национального проекта "Современное здравоохранение"» вносятся изменения, и добавляется новая информация.
Цель работы: проанализировать субъектный лист ожидания по разделу оказания ВТМП детям г. Краснодара в рамках национального проекта «Современное здравоохранение».
Материалы и методы: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения «Краснодарский медицинский информационно-вычис-лительный центр» в течение 2012 года методом сплошного статистического учета всех детей г. Краснодара, нуждающихся в ВТМП и внесенных в субъектный лист ожидания.
Результаты исследования: нуждались в ВТМП 114 детей (средний возраст 9,1±0,4 лет), из них мальчиков было достоверно (р>0,001) больше (66,7%), чем девочек (33,3%). Дети г. Краснодара достоверно чаще нуждались в ВТМП по травматологии и ортопедии (р>0,001) - 30 (39,47%) мальчиков и 16 (42,11%) девочек. В отличие от мальчиков девочкам не требовалась ВТМП по гематологии, нейрохирургии, сердечно-сосудистой хирургии и эндокринологии.
В заполнении субъектного листа ожидания по оказанию ВТМП детям г. Краснодара участвовали различные амбулаторно-поликлинические учреждения, из них наибольшее количество детей направляли: МУЗ «ДГП №1» Западного округа 21,05%, МУЗ «ДГП №6» Прикубанского округа 19,3% и МУЗ «ДГП №7» Карасунского округа 12,3%.
За истекший период получили ВТМП 87 (76,3%) из 114 пациентов: мальчиков - 55 (63,2%), девочек - 32 (36,8%). Достоверно чаще (р>0,001) оказывалась помощь по травматологии и ортопедии - 23 (41,82%) мальчикам и 12 (37,5%) девочкам, при этом в нозологической структуре преобладала врожденная патология опорно-двигательного аппарата - 98 (86%) человек.
ВТМП дети получали в крупных медицинских учреждениях г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, г. Уфы, г. Краснодара. В клинике Израиля получила помощь 1 девочка (1,15%). Достоверно (р>0,001) больше детей пролечили в: ГУЗ «Детская краевая клиническая больница» (ДККБ) г. Краснодара - 21 (24,14%); в ФГУ Научно-исследовательский детский ортопедический институт (НИДОИ) им. Г.И. Турнера и ФГУ Российская детская клиническая больница (РДКБ) МЗ РФ г. Москвы - по 14 (16,09%) человек.
От направления на консультацию до непосредственно самой консультации пациенты ожидали в пределах одного месяца, и только 9 (8%) детей из 114 от 2 до 6 месяцев. Время ожидания операции - от 4 до 387 дней. Летальных случаев среди детей, нуждающихся в ВТМП за истекший период, не было.
Выводы:
- В общей структуре детей г. Краснодара в 2012 году в ВТМП достоверно (р>0,001) больше нуждались мальчики -76 (66,7%), чем девочки -38 (33,3%).
- У детей г. Краснодара, нуждающихся в ВТМП, превалировали заболевания опорно-двигательного аппарата - 46 (40,35%) (р>0,001), что требует улучшения профилактических мероприятий по снижению заболеваний этой патологии.
- ВТМП детям г. Краснодара в 2010 году оказывалась на месте (ГУЗ ДККБ) только в 24,14% случаев, что указывает на необходимость увеличения финансирования ЛПУ и повышения квалификации врачей края для оказания ВТМП детям в требуемом объеме.
Реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в разделе обеспечение населения ВТМП детям выявило необходимость в продолжении работы по данному нап-равлению, поскольку оно способно улучшить качество жизни ребенка, его социальное самочувствие.
Библиографическая ссылка
Шаповалов К.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ ГОРОДА КРАСНОДАРА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 360-363;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6127 (дата обращения: 21.11.2024).