Студенты с нарушениями слуха и речи обучаются в вузе по особым методикам, предполагающим индивидуализацию и дифференциацию образования.
Общефилософский, общеметодологический подход основан на взаимосвязи общего, типичного и конкретного. В данном случае общее определяется в основной информационной компетентности (фундаментализация), типичное - в специфике и взаимосвязи освоения практических умений и навыков по профессии (интеграция) - технологический подход, а индивидуальное - коррекцией психического развития с учетом психических особенностей, жизненного опыта и ценностных установок.
Коррекционно-педагогическая деятельность в процессе профессиональной подготовки студентов с нарушениями слуха и речи по специальности «Стоматология ортопедическая» определила объект исследования.
Специфика познавательной деятельности студентов при изучении фундаментальных понятий и технологичес-кой информации, связанной со специальностью «Стоматология ортопедическая» - предмет исследования.
Цель исследования: определение педагогических, научно-теоретических и технологических оснований эффективной профессиональной подготовки студентов с нарушениями речевого развития.
Гипотеза исследования: восприятие теории в профессиональной подготовке зависит от теоретического мышления, которое строится на освоении приоритетных терминов и понятий, объяснении процессов и явлений на понятийном уровне. Но тогда, вероятно, надо начинать с обучения студентов общению на уровне оценки фактов и явлений сначала при анализе реальной действительности, затем личной жизни, и, наконец, явлений в профессиональной деятельности. Важно сформировать у студентов эталон специалиста, затем научить соответствовать этому эталону. Это и будет реализацией концепции личностно ориентированного образования студентов с недостатками речевого развития. Определить субъектные факторы аналитической деятельности на базе развития профессионального мышления и, значит, интенсифицировать подготовку к будущей профессиональной деятельности, обеспечить личностно ориентированный подход в обучении и воспитании.
Вероятно, развитие профессионального мышления на базе овладения культурой аналитической деятельности будет иметь следующую последовательность:
- определение главного и второстепенного в своей жизни, в происходящих событиях и явлениях;
- сравнение себя с другими в конкретных ситуациях и определение в связи с этим своих достоинств, преимуществ, слабых сторон и недостатков;
- формирование устойчивого интереса к себе на основе практических умений самопознания и развития адекватной самооценки;
- развитие на основе анализа и самоанализа программы личностного роста в процессе приобретения профессиональной компетентности;
- обучение студентов анализу своей учебной работы и программы своей идентификации эталону зубного техника;
- профессиональное самообразование и самовоспитание, применение аналитического мышления при освоении навыков медицинских манипуляций и лечебных процедур.
Актуальность в решении поставленной проблемы теоретически обоснована тем, что качество современного образования определяется активной позицией обучаемого, его способностью использовать социокультурную среду для своего оптимального развития.
Эта активная позиция в работе с глухими и слабослышащими обозначает приоритет развития логического мышления и их детализацию в процессе профессиональной подготовки.
Суть образовательной инициативы.
1. Ведущим принципом обучения профессиональной деятельности слабослышащих является единство коммуникации и формирование речевого мышления.
2. Система обучения на факультете среднего профессионального образования решает задачи трудовой подготовки одновременно с реабилитацией глухих и слабослышащих студентов на базе достижений их практической деятельности.
3. Формирование у обучаемых активной речи идет эффективнее, если используются все виды речевой деятельности и различных видов общения.
4. В рамках колледжа реализуются одновременно профессиональные, культурные и физические запросы и удовлетворяются ведущие потребности данного возраста.
5. Речевая деятельность выполняет функции компенсации недостаточных внешних контактов с людьми, преподавателями, сверстниками.
Формирование произношения строится на полисенсорной основе. В этом случае обеспечивается более высокая контактность студентов в области профессионального взаимодействия.
Работа над терминами и понятиями является ведущей в развитии логического и аналитического мышления. Новые термины и понятия вводятся на базе адаптирования хорошо усвоенных ранее.
Имеющаяся специальная литература трудна для понимания глухими и слабослышащими студентами. Поэтому нужна детализация базовой информации на основе сочетания не менее трех-четырех форм работы: наблюдение с разъяснением, раскрытие смысла каждого слова в понятии, запись на доске, комментарии к схемам и фотографиям.
9. Требования к устному изложению материала таковы:
а) в лекции должен быть использован максимум ранее усвоенных слов;
б) в текстах должна быть выдержана постепенность введения новых слов;
в) стиль изложения должен обеспечивать наиболее частую повторяемость этих слов;
г) слова в лекцию должны выбираться со строгим учетом значимости для изучения того или иного предмета.
Следует упрощать многие слова, не нарушая, однако, смысла излагаемого материала.
10. Самостоятельная работа с научной литературой для глухих и слабослышащих студентов сложна из-за бедного словарного запаса.
Профессиональное обучение инвалидов позволят сочетать профессиональную реабилитацию с медицинской и социальной, обеспечивая в будущем полноценную деятельность и активную позицию в жизни общества. В работе данной категории студентов становится возможной целевое трудоустройство, использование коррекционных технологий, гибкости и вариативности содержания обучения.
В теоретическом аспекте могут быть уточнены и обогащены базовые принципы профессионального образования: фундаментализация, интеграция, дифференциация, индивидуализация и преемственность.
1. Диагностика готовности, возможностей и особенностей студентов к качественной профессиональной подготовке в медицинском учебном заведении.
Формирование профессионального самосознания и личностных ориентиров у студентов с ослабленным речевым развитием.
Определение базового компонента коррекции профессиональной подготовки студентов с недостатками речи - формирование профессионального мышления.
Создание технологий интенсивного развития профессионального мышления в подготовке студентов к будущей медицинской деятельности.
Новизна основных идей проекта:
1. Профессиональная подготовка студентов с нарушениями слуха и речи должна основываться на непрерывной диагностике, переходящей в самопознание.
2. Опережающими темпами должно осуществляться исследование в области человекознания: исследование возраста, пола и самого себя как основание для развития гуманизма и эмпатии в общении с больными.
3. Сочетание исследовательского подхода в отношении к профессии.
4. Активная позиция студентов в их профессиональной подготовке и личностном росте как специалистов.
Формирование личностных качеств профессионала специалиста: самостоятельности, самоконтроля, самодисциплины, ответственности, исполнительности и творческого отношения к делу.
Факторы - внутренние предпосылки активности студента в образовательном процессе - это комплексная мотивация учения. Развитие личностного самосознания, ориентация на ценности профессии и ответственное отношение к учению.
7. Условиями успешной профессиональной подготовки должны выступать постепенное поэтапное и основательное изучение фундаментальной информации по профессии, обучение студентов умению мыслить и умению учиться, побуждение к самоконтролю, самоанализу и самооценке и обеспечению успеха в учении каждого студента (индивидуальный коррекционный подход).
Ориентация на идеалы и образцы в профессиональной деятельности. Переход от ученичества к профессиональному самосовершенствованию.
Обеспечение гуманной атмосферы в образовательной деятельности. Опора на положительные качества студентов (их терпение, внимание, активность, преодоление трудностей, ответственность).
Сосредоточение педагогической работы на усвоении терминов и понятий науки и ценностных установках по данной специальности.
Создание технологий оптимальной профессиональной деятельности строится на опережающем развитии аналитического мышления с учетом базовых идей современного здравоохранения и профессиональной этики - деонтологии.
Методология исследования.
1. Воспринимать поступающих абитуриентов как обычных детей, разработать последовательность реализации их психического развития с учетом коррекции в рамках образовательного процесса.
2. Преобладание речедвигательной деятельности как основы коррекционной педагогики.
3. Развитие аналитического мышления как опережающего фактора развития интеллектуальной речедвигательной активности.
Ценностное основание специального образования с позиций оптимального общего развития на основе интенсификации умственного развития с нарушениями слуха и речи.
Приоритет общего развития над специфическим в реализации специализированного образования. Только интенсификация общего развития может обеспечить компенсацию в реализации специализированного образования.
6. Отставание в общем развитии слуха и речи, как отягощающий процесс умственного развития.
7. Разрешение противоречия между средствами и установками на обучаемого и основными видами воздействия на него; между преобладанием установки на аномальность ребенка и дидактической концепцией их ускоренного развития в специальном образовании.
Критерии оценки ожидаемых результатов.
1. Умение анализировать конкретную лечебную процедуру и устанавливать рациональную последовательность профессиональных действий.
Определять самочувствие больного, его готовность к операционным процедурам по специальности.
Оценивать качество своей работы, анализировать недостатки и ошибки и уметь исправлять их.
Уметь устанавливать рабочие контакты с коллегами в интересах качественного обслуживания больных.
Высшим критерием готовности к профессиональной деятельности и одновременно интеграции в нормальное общество является сформированность интегративных качеств специалиста: самостоятельности, инициативности, исполнительности, ответственности.
В нашем учебном заведении - это отдельные группы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, укомплектованные в соответствии с действующими для таких учащихся нормативами, обучающиеся по адаптированным программам, но не имеющие барьеров для общения и совместных мероприятий со сверстниками с нормальным психофизическим развитием во внеучебное время.
Цель обучения студентов с нарушением слуха и речи:
- концентрация современных технических средств и специальных технологий для обеспечения непосредственных образовательных услуг конкретному контингенту обучающихся;
- трансляция передового опыта и технологий;
- предоставление образовательных услуг учащимся других колледжей, обучающих лиц с ограниченными возможностями здоровья в виде предоставления специальных технических средств обучения и проведения мастер-классов;
- предоставление базы для проведения конкурсов по профессиям среди инвалидов, параспортивных игр и творческих конкурсов.
В учебном заведении - это структурное подразделение вуза, специализирующееся на профессиональном обучении определенной категории учащихся (глухих и слабослышащих) на отделении «Стоматология ортопедическая».
Библиографическая ссылка
Шаповалов К.В., Белялова М.А., Рамонова Л.П., Чалов В.Н. ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, КОРРЕКЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И РЕЧИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 370-373;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6130 (дата обращения: 21.11.2024).