Развитие образования на современном этапе широко осуществляется благодаря созданию единой информационной образовательной среды, позволяющей на основе использования новых информационных технологий повышать качество российского образования, обеспечить равные возможности гражданам на получение образования всех уровней и ступеней, а также интегрировать информационное пространство нашей страны в мировое образовательное пространство [2].
На кафедрах Дагестанской государственной медицинской академии об уровне подготовки студентов судят по результатам проведения традиционных и нетрадиционных форм и методов проверки знаний. При устной форме опроса преподаватель может обсудить со студентами широкий круг вопросов, выявить как усвоен обязательный для всех материал, понятны ли изучаемые закономерности, определить насколько хорошо они овладели умениями. Одновременно ликвидируются пробелы в учебной подготовке студентов. Однако устная проверка не дает возможности сравнить ответы студентов на один и тот же вопрос и требует много времени. Поэтому, в последние годы, все более широкое применение находят нетрадиционные формы проверки знаний с помощью открытых и закрытых тестов (тесты с выбором правильного ответа, тесты с дополнением ответа, тесты на определение последовательности предложенных элементов знаний, выявление правильных связей в схеме, заполнение таблиц) [3,5].
Материал и методы исследования. Нами проведен устный опрос 95 студентов госбюджетной формы обучения и 90 студентов внебюджетной формы обучения педиатрического факультета.
Позднее эти же студенты подверглись компьютерному тестированию.
Каждый студент получал 60 тестовых заданий 1,2 и 3 уровня сложности. На экране компьютера можно было видеть процент правильных ответов и соответственно балл за ответ. Оценка «отлично» выставлялись, если студент правильно ответил на 90 и более процентов тестовых заданий; оценка «хорошо», если студент правильно ответил на 80–89 %; оценка «удовлетворительно», если правильные ответы составили 70-79 %; оценка «неудовлетворительно», если количество правильных ответов было меньше 70 %.
Полученные данные статистически обработаны [1,4].
Были вычислены средние арифметические, их стандартные ошибки, критерии Стьюдента и показатель достоверности различий средних.
Вычисления критерия х2 проводили по четырехпольной таблице. Для этого показатели, получивших положительные оценки и получивших неудовлетворительные оценки, заносили в специальную таблицу.
Вычисление критерия производили по формуле: х2 = (n [(ad-bc) – п/2]2) / ((а+Ь) (c+d) (b+d)), где n=a_+b+c+d
Результаты исследования и их обсуждение. Были получены следующие результаты. У студентов госбюджетной формы обучения средний балл был 3,81 ± 0,08, а при компьютерном тестировании – 4,16 ± 0,09. Разница между этими показателями существенна (р < 0,05). Абсолютная успеваемость при устном опросе составила 89,47 %, а при тестировании – 87,57 %. После вычисления критерия х было отмечено, что разница между этими показателями не существенна (р > 0,05).
Форма опроса |
Получили положительные оценки |
Получили неудовлетворительные оценки |
Итого |
Устный опрос |
а |
b |
а + Ь |
Компьютерное тестирование |
с |
d |
c + d |
Итого |
а + с |
b + d |
a + b + c + d |
У студентов внебюджетной формы обучения средний балл при устном опросе был 3,15 ± 0,09, а при компьютерном тестировании – 3,6 ± 0,12. Сравнение полученных результатов показало, что разница между этими показателями не существенна (р > 0,05). Абсолютная успеваемость при устной форме опроса составила76,66 %, а при компьютерном тестировании – 74,52 %. Разница в этих показателях также не существенна (р > 0,05).
Сравнение средних балов при устном опросе у студентов госбюджетной и внебюджетной форм обучения показало, что у обучающихся по госбюджетной форме более высокий средний балл (р < 0,05). Сравнение абсолютной успеваемости у госбюджетных и внебюджетных студентов также подтвердило высокий уровень успеваемости у госбюджетных (р < 0,05).
Сравнение показателей средних баллов у этих студентов при компьютерном тестировании показало, что у госбюджетных студентов он выше, чем у внебюджетных (Р < 0,05).
Абсолютная успеваемость также значительно (р < 0,05) выше у госбюджетных студентов по сравнению с внебюджетными на педиатрическом факультете.
Залючение. Таким образом, полученные нами данные показали, что компьютерное тестирование:
1. Дает возможность получать более объективную оценку успеваемости студентов;
2. Позволяет за короткое время опросить большое количество студентов;
Позволяет быстро дать сравнительную оценку показателей успеваемости студентов разных форм обучения.
Библиографическая ссылка
Никитина В.В., Минеева С.Н. ПРОВЕРКА УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО БИОЛОГИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 11-2. – С. 45-46;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6149 (дата обращения: 21.11.2024).