Важнейшей целью современного российского образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.
Образованию всегда отводилась ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности.
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.
Новые требования к качеству школьного образования, выраженных в новых федеральных государственных образовательных стандартах, нашли свое отражение в таких важнейших и судьбоносных для России документах, какими являются Концепция поддержки развития педагогического образования (январь 2014 г.) (далее Концепция) и профессиональный стандарт педагога (декабрь 2013 г.).
Российская Федерация унаследовала систему подготовки педагогических кадров, выстроенную в условиях регулируемого рынка труда, что позволяло осуществлять обязательное распределение выпускников, жестко регулировать число студентов, ограничивать мобильность абитуриентов.
Система подготовки педагогов не изменялась многие годы и опиралась на сеть педагогических вузов и учреждений среднего профессионального образования, относительно равномерно распределенную территориально. В последнее годы число педагогических вузов сокращается. Если в 2008 году подготовку осуществляли 196 вузов, в том числе 70 – педагогических, то в 2012 – 167 вузов, в том числе в 48 – собственно педагогических.
Результаты проведенного в 2012 году Министерством образования и науки РФ мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов показали, что 30 из 42 педагогических вузов (71,4 %) и 29 из 37 их филиалов (78,4 %) признаны имеющими признаки неэффективности.
Даже поверхностный анализ состояния системы образования в целом по России показывает, что уровень подготовки выпускников наших школ не отвечает социально-экономическим потребностям общества, государства и самой личности.
Между тем, очевидна взаимообусловленность: качество подготовки ученика зависит от качества подготовки школьных педагогов.
Проблема качества работы школы в целом необходимо решать комплексно. Прежде всего, отчетливо проявилась потребность в новых концепциях развития всей системы профильного педагогического образования, векторов и механизмов реформирования сети этих вузов. Новые требования формируются не только к педагогу, учащимся, но и их родителям, общественности.
В Концепции модернизации педагогического образования предложены такие новации, как создание вузами экспериментальных площадок и «полевых» кафедр в разных образовательных организациях, в том числе в школах и детских садах, изменение пропорций практического и теоретического обучения студентов в педвузах в сторону увеличения практической составляющей, оплата практики студентам; новые подходы к оценке профессиональной деятельности учителя,, привлечение к участию в ней педагогического сообщества; вариативная возможность повышения квалификации педагогов.
Авторскими коллективами известных ученых уже предложены новые, современные учебники и обучающие программы по ряду ведущих дисциплин, конкурсная комиссия министерства образования и науки РФ рассматривает предложенные варианты.
Предполагается, что государство продолжит свое активное участие в процессе формирования в общественном сознании идеи необходимости, ценности, престижности педагогического труда за счет, прежде всего, сохранения потенциала к устойчивому росту заработной платы учителей.
Главное, чтобы в процессе обучения будущий педагог имел возможность получить весь объем знаний, действительно необходимых для обеспечения его высокой образованности, формирования за годы учебы лучших человеческих качеств. Это тем более важно потому, что, к сожалению, сегодня мы видим, что абитуриенты, выпускники школ, в большинстве своем, утрачивают потребность и способность напряженно и целеустремленно учиться, они нацелены не на саморазвитие, а лишь на получение баллов по обязательным и одному-двум дополнительно выбранным предметам школьной программы, хотя в нее включены целый перечень предметов, которые формируют личность, делают человека подготовленным к дальнейшей жизни и деятельности [2].
А это, как правило, приводит к массовым пропускам занятий по тем предметам, которые они не выбрали для сдачи ЕГЭ, утрате навыков грамотной устной речи, неспособности к интеллектуальным усилиям, многим другим проблемам в их духовно-нравственном становлении.
Концепция, профессиональные педагогические стандарты ставят во главу угла общекультурные и профессиональные компетенции педагога, а также формирование таких знаний и ценностей у учащихся, которые будут соответствовать социально-экономическим потребностям государства. Внедрение и реализация этих документов в практику вскоре позволит оценить их эффект, увидеть их преимущества, и задача педагогических вузов – активно участвовать в этом процессе.
Апробация Концепции, которая займет не менее 2–3 лет, глубоко меняет роль учителя в школе, давая ему большую свободу в вопросе выбора технологий, оценки эффективности общественного труда, выбора методов обучения.
Основная цель Концепции состоит в повышении качества подготовки педагогических кадров, приведение системы педагогического образования в соответствие со стандартами профессиональной деятельности педагога и ФГОС общего образования.
Реализация заявленной цели предполагает решение ряда первоочередных задач, а именно:
– повышение качества знаний студентов, получающих педагогическое образование;
– изменение содержания программ педагогической подготовки и технологий обучения в целях обеспечения реализации нового профессионального стандарта педагога и новых стандартов школьного образования;
– повышение эффективности существующих педагогических колледжей и вузов, реализующих программы подготовки педагогов;
– разработка и апробация системы независимой профессиональной сертификации педагогов, получивших педагогическое образование в разных программах подготовки, с целью обеспечения системы сопровождения выпускников и развития карьеры учителя [1].
Отрадно отметить, что впервые вопрос об актуальности разработки новых нормативных документов, отражающих инновационные подходы к подготовке педагога к профессиональной деятельности в современной школе прозвучал на Ставрополье, в стенах Ставропольского государственного педагогического института, где в январе 2013 года проводилось выездное заседание рабочей группы общественного совета министерства образования и науки РФ под руководством министра образования и науки Д.В. Ливанова. Именно по его инициативе тогда и было принято решение о разработке этих важнейших документов и дано поручение рабочей группе начать разработку нового профессионального стандарта педагога. Её руководителем стал Е.А. Ямбург – сопредседатель общественного Совета, Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Центра образования № 109 (Москва). И выбор на Ставропольский государственный педагогический институт не случаен. Около тридцати лет институтом достойно руководит ректор, доктор педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, член Экспертного Совета по законодательному обеспечению образования Комитета Совета Федерации по образованию и науке, депутат Думы края Людмила Леонидовна Редько.
Это инновационное учебное заведение с высокоразвитой учебной, научно-исследовательской, воспитательной инфраструктурой обеспечивает также широкопрофильную подготовку и переподготовку педагогических кадров в Северо-Кавказском федеральном округе. Признанием огромных заслуг вуза перед обществом за безупречную репутацию, высокое качество и ведущую роль в современной системе высшего профессионального образования России стала победа в общероссийском конкурсе «Европейское качество» в номинации «100 лучших вузов России» в течение последних трех лет, а руководитель вуза профессор Л.Л. Редько многократно удостаивалась высокой награды «Ректор года Российской Федерации». За личный вклад в развитие высшего образования в России она награждена знаком признания Международной академии качества и маркетинга в номинации «Персона года». В результате опросов широкой академической общественности, проводимых гильдией экспертов в сфере профессионального образования и Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации, учебные программы вуза «Дошкольная педагогика и психология», «Музыкальное образование» и «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» вошли в число лучших программ инновационной России.
В связи с включением коллектива института и его филиалов в процедуру апробации новых Стандартов, процесс инновационного обновления коснулся всех структур данного вуза – от дошкольной до поствузовской. Уже сегодня на базе Центра профессиональной подготовки и переподготовки кадров СГПИ ежегодно повышают квалификацию более 1500 педагогов региона. Институтом организовано долгосрочное сотрудничество с комитетом правительства Чеченской республики по дошкольному образованию, позволившее внести значительный вклад в формирование системы коррекционного образования детей дошкольного возраста в данном регионе.
Совместно с институтом коррекционной педагогики Российской Академии образования СГПИ осуществляет научно-практическую деятельность по созданию коррекционно-развивающего образовательного пространства на территории Северо-Кавказского Федерального округа.
В настоящее время научно-инновационный блок института представлен комплексом, в который интегрированы четыре научно-исследовательские лаборатории (краевая лаборатория «Антропология детства», лаборатория «Адаптивная физическая культура», региональная научно-исследовательская лаборатория прикладной психофизиологии, лаборатория «Экофилософская архитектоника личности специалиста») и Ставропольский региональный научный центр профессионального образования Южного отделения Государственной академии наук «Российская академия образования». Реализуются 28 научных направлений: пятнадцать прикладных, восемь фундаментальных и пять научных разработок.
Среди приоритетных: «Антропологическая модель педагогического вуза: подготовка современного учителя в условиях внедрения профессионального стандарта педагога», «Антропологические проблемы современного детства», «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в системе специального и инновационного образования», «Антропологические основы современного педагогического образования». На базе образовательных учреждений дошкольного среднего (общего), дополнительного и профессионального образования в г. Ставрополе и крае учеными института созданы и действуют 35 экспериментальных площадкок, в рамках которых ведутся исследования по ряду перспективных направлений развития педагогической и психологической науки.
Преподаватели педагогического института протянули руку помощи коллегам из Крыма. Они оказывают практическую помощь учителям в подготовке к новому учебному году. Первый этап программы завершился в конце июля – прошли обучение более 1000 слушателей. Цель проекта – повысить квалификацию управленцев сферы образования и педагогов Крыма, помочь им освоить российские образовательные стандарты, программы различных уровней и направленностей, разработать методическое сопровождение учебного процесса.
Представители управления образования Керченского городского Совета, Керченского городского методического центра, отдела образования Джанкойского районного и городского советов поблагодарили ректора института, профессора Л. Редько за высокий уровень организации и профессионализм преподавателей вуза.
По итогам работы подписан долгосрочный договор о сотрудничестве между СГПИ и Черноморским филиалом МГУ им. М.В. Ломоносова в Севастополе о дальнейшем проведении курсов повышения квалификации и переподготовки учительского корпуса Крыма.
Мы считаем, что реализация Концепции на перспективу предполагает идею формирования этнорегионального, культурного-образовательного пространства как необходимого условия становления этнического сознания и самосознания, сохранения и развития этнической культуры и совершенствования процесса межэтнического взаимодействия.
В современных условиях нельзя не учитывать реалий XXI века – нарастающих процессов интеграции и дифференциации, выражающихся, с одной стороны, в глобализации всей жизни и в этнизации, с другой. При этом первый процесс становится все более определяющим. Этот феномен проецируется на все стороны жизни социума и мирового сообщества. Поэтому сегодняшние педагогические реалии, с одной стороны, требуют учитывать в образовании этнокультурный фактор, с другой – создавать условия для познания и понимания культур других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, религиям, расам. Кроме этого, современный специалист в условиях рыночной экономики – это личность не только творческая и способная к продуктивной интеллектуальной деятельности, но и умеющая находить общий язык с представителями разных национальностей и стран, различных культур [4].
На наш взгляд, этнорегиональное культурно-образовательное пространство представляет собой условие формирования и развития этноспецифических черт и качеств человека как представителя конкретной этнической группы. В границах этнорегионального культурно-образовательного пространства осуществляется процесс усвоения и трансляции субъектом этнонациональных и других гуманистических ценностей с учетом региональной специфики, где одновременно решаются две главные задачи: во-первых, удовлетворение образовательных запросов представителей всех этносов и, во-вторых, подготовка людей к жизни в мультикультурном обществе.
Поликультурное воспитание составляет сущность межэтнического. В его рамках, поликультурные, национальные особенности проявляются более ярко. Оно опирается на многообразие российской культуры в условиях интеграции и не ставит своей целью формирование единой народности, как это имело место в советский период [5].
Такая постановка проблемы чрезвычайно актуальна для России, ибо в любом ее регионе проживают представители самых различных национальностей, которые обладают уникальными культурами, имеющими мировое значение, и это разнообразие дает право утверждать, что Россия – мультикультурное государство. И яркий пример этому – Северный Кавказ.
Близость территории Ставропольского края с территорией Дагестана, Северной Осетии, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии практически всегда обуславливали приток студентов национальностей кавказской группы в профессиональные образовательные учреждения.
Открытие в Ставрополе Северо-Кавказского Федерального Университета естественно обусловило возрастание числа обучающихся на территории Ставропольского края разных национальностей и более обширный их разброс, чем это было еще 10-15 лет назад. Достаточный процент студентов национальностей кавказской группы составляют подростки из семей беженцев и вынужденных переселенцев, которым в дальнейшем предстоит жить и работать на территории Ставропольского края.
Безусловно, эти и другие факторы заставляют педагогические коллективы учебных заведений края вырабатывать свои этнокультурные модели регионального образования, где главенствующая роль должна принадлежать этнопедагогике, которая в полной мере отражает формы бытия народа, представляет его педагогическую культуру, этнокультурное образование и воспитание [5].
В поликультурном сообществе процессы воспитания происходят при межэтническом и межкультурном взаимодействии больших и малочисленных народов. Эти процессы не исключают наряду с развитием общенациональной культуры обогащение и культуры национальных меньшинств. Подобные тенденции предполагают сопряжение через воспитание культурных ценностей всех участников межэтнического и межкультурного диалога, создание общего интеркультурного пространства, в пределах которого каждый обретает социальный и этнический статус, определяет принадлежность к тем или иным языкам и субкультурам.
Россия строит многонациональное гражданское общество. Такой принцип закреплен в Конституции, где определение «многонациональный народ» выражается в понятии «россияне».
Жизнь подтверждает, что темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей [3].
Воспитание человека, формирование светлой, духовно-нравственной личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. А это возможно лишь в условиях модернизации всего российского образования.
Библиографическая ссылка
Черкесов Б.А., Лобода О.Б. НОВЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 11-1. – С. 17-20;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6198 (дата обращения: 21.11.2024).