Следствием социально-экономических преобразований, происходящих в обществе, является непрерывное и глубокое реформирование образования. Консервативное функционирование образовательной системы в недалеком прошлом заменяется инновационным, потому что традиционные образовательные технологии не отвечают новым функциям образования. К инновационным трендам российского образования сегодня можно отнести:
– систему формирования интеллектуального капитала нации;
– сферу производства инноваций;
– систему образования глобального инновационного уклада;
– место становления культуры поиска, исследования, дискуссии, социальной активности и развития.
Рынок образовательных услуг является одним из самых мобильных и динамично развивающихся. Активизируются дидактические процессы и, как следствие, растёт спрос на активные методы обучения. Меняются цели образования: требуется выпуск конкурентоспособных специалистов, меняются и приоритеты в обучении: нужно обыгрывать сложные профессиональные ситуации – возникает потребность во внедрении в учебный процесс профессионального образования профессиональных игр.
Рассматривая различные определения, можно дать определение, что методы активного обучения (МАО) – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. При этом задача преподавателя заключается в самостоятельном овладении студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности. МАО направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности и дают возможность применения полученных знаний. Для таких учебных занятий является важным, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы, такие как речь, память, воображение и т.д.
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:
1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.;
2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.;
3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.
Наиболее часто бывают задействованы следующие методы активного обучения [1]:
1. Решение ситуационных задач. Имитация реального события, реальной проблемы. Учебный материал подается в виде реальной проблемной ситуации, а знания приобретаются в результате активной и творческой работы (индивидуально или в группах).
2. Тренинговые технологии. Обучение направлено на формирование и совершенствование ограниченного набора компетенций. Например, студенты всегда очень активно участвуют в тренингах, построенных на стыке психологии и менеджмента.
3. Творческие задания. Они требуют не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку они содержат элемент неизвестности и имеют несколько подходов.
4. Работа в малых группах. Одна из самых популярных стратегий, потому что она дает возможность всем студентам участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать разногласия и т.д.), что бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе хорошо сочетается с интерактивными методами обучения.
5. Развивающая кооперация. Для данного метода характерна постановка задач, которые трудно выполнить в индивидуальном порядке, и для которых нужна кооперация, объединение учащихся с распределением внутренних ролей в группе (индивидуальное и коллективное выдвижение целей, коллективное планирование работы, самостоятельный подбор информации, игровые формы организации учебного процесса и т.д.).
Суть вышеперечисленных методов заключается в формировании у студентов компетенций (а не академических знаний), которые очень пригодились бы им в будущем, после окончания университета. При этом ведущий преподаватель выступает как тьютор (наставник и мотиватор), который ориентирован не столько на передачу конкретных знаний, сколько на выработку способностей и мотивации самостоятельно находить необходимую информацию, а также на формирование таких профессиональных компетенций, которые позволяют творчески решать нестандартные ситуации и генерировать уникальные идеи для достижения желаемых результатов.
К сожалению, классическое образование ограничивает свободу мысли, творчества и действий будущих специалистов, приучившихся подчиняться указаниям, а не мыслить самостоятельно. Чтобы в жизни добиться успеха, очень важны интуиция, умение слышать и понимать людей, внутренняя свобода, что напрямую не зависит от уровня интеллекта и академических знаний. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10 % того, что он читает, 20 % того, что слышит, 30 % того, что видит; 50–70 % запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80 % – при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90 % [2].
Активные методы обучения позволяют повысить эффективность обучения за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления. Использование АМО позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся, уверенности и мотивированности педагога, соответствия результатов деятельности школы ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества. Данные методы создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, оказывают большое влияние на подготовку студентов к профессиональной деятельности и развитие творческих способностей будущих специалистов.
Библиографическая ссылка
Гуремина Н.В. МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ТРЕНД РОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 11-1. – С. 37-38;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6208 (дата обращения: 21.11.2024).