В учебном пособии «Фармацевтическая химия в таблицах», рекомендованном Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования – программам специалитета по специальности Фармация (№ 159/05.05-20 от 15.05.2014), в сжатой и наглядной форме в 72 таблицах сконцентрирован материал в соответствии с Программой по фармацевтической химии для студентов фармацевтических вузов (факультетов), по разделу – специальная фармацевтическая химия и Рабочей программы дисциплины, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 «Фармация».
Учебное пособие предназначено для работы на лекциях и самостоятельной работы студентов во вне учебное время.
Таблицы в наглядной форме объединяют группы лекарственных средств в соответствии с химической классификацией; реакции наиболее распространенных катионов, анионов, функциональных групп органических соединений, используемых в фармацевтическом анализе для подлинности и количественного определения; химические структуры ряда фармацевтических субстанций. В таблицах используются различные приемы работы со структурами фармацевтических субстанций:
1) приведены латинские, химические названия и формулы (это позволяет грамотно соотнести химическое название с формулой и торговым названием);
2) приведены латинские и химические названия (подразумевая самостоятельную работу студентов по построению формул);
3) приведены названия и формулы (подразумевая самостоятельную работу студентов по составлению химических названий).
Для ряда фармацевтических субстанций, имеющих важное значение в связи с их широким использованием в медицине и в связи с наличием распространенных функциональных групп, в таблицах приведены реакции, наиболее часто используемые для анализа.
Пособие способствует формированию у специалистов по направлению подготовки (специальности) 060301 «Фармация» следующих профессиональных задач в области контрольно-разрешительной деятельности:
– организация и выполнение мероприятий по предупреждению возможности выпуска или изготовления недоброкачественных лекарственных средств;
– организация функционирования контрольно-аналитической службы в условиях фармацевтических предприятий и организаций;
– организация мероприятий по валидации методик анализа;
– выполнение работ по приготовлению титрованных, испытательных и эталонных растворов;
– выполнение всех видов работ, связанных с фармацевтическим анализом всех видов лекарственных препаратов, в том числе лекарственного растительного сырья и вспомогательных веществ, в соответствии с государственными стандартами качества;
– осуществление деятельности по декларированию качеств лекарственных средств;
в области научно-исследовательской и информационно-просветительской деятельности:
– самостоятельная аналитическая, научно-исследовательская работа;
– участие в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач по разработке новых методов и технологий в области фармации.
Данное пособие способствует развитию у выпускников следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
– способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;
– способность и готовность принимать ответственные решения в рамках своей профессиональной компетенции;
– способность и готовность к разработке, испытанию и регистрации лекарственных средств, оптимизации существующих лекарственных препаратов на основе современных технологий, биофармацевтических исследований и методов контроля в соответствии с международной системой требований и стандартов;
– способность и готовность организовывать, обеспечивать и проводить контроль качества лекарственных средств в условиях фармацевтических предприятий и организаций;
– способность и готовность определить перечень оборудования и реактивов для организации контроля качества лекарственных средств в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи и иными нормативными правовыми документами, организовывать своевременную метрологическую поверку оборудования;
– способность и готовность к участию в организации функционирования аналитической лаборатории;
– способность и готовность определить способы отбора проб для входного контроля лекарственных средств в соответствии с действующими требованиями;
– способность и готовность проводить анализ лекарственных средств с помощью химических, биологических и физико-химических методов в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи;
– способность и готовность интерпретировать и оценивать результаты анализа лекарственных средств;
– способность и готовность проводить декларирование качества лекарственных средств;
– способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения).
Библиографическая ссылка
Платонова Н.А., Чекулаева Г.Ю. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ В ТАБЛИЦАХ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 11-1. – С. 92-93;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6236 (дата обращения: 03.12.2024).