В основе любой системы управления лежит планирование. От эффективности, мобильности механизмов планирования в конечном итоге зависит и эффективность управления. Поэтому научная монография «Ситуационно-стратегическое планирование в экономике» является очень актуальной и своевременной. В монографии экономически обоснована и разработана научная теория о принципиально новом механизме планирования, полностью меняющим главные ориентиры, цели, задачи, основные принципы, логику процесса планирования и характер устанавливаемых в процессе него взаимосвязей. Директивный, централизованный, иерархический механизм планирования, который действовал при отсутствии рыночных отношений, конечно, по мере формирования рыночных отношений прекратил своё существование в прежнем, целостном виде. Однако его приемы, инструменты, принципы, подходы продолжали использоваться до сих пор. Например, прогноз на основе экстраполированных темпов роста является явным пережитком старой системы хозяйствования, который не позволяет сделать достаточно обоснованные прогнозы о развитии рынков, спроса, предложения, конкуренции, потребительской конъюнктуры. Попытки использовать в российской экономике зарубежные методы индикативного планирования показали, что они могут использоваться только для решения локальных задач на локальном уровне, так как российская экономика отличается большой сложностью, характеризуется большими различиями в уровне развития различных регионов и отраслей, что обусловливает диспропорции регионального и отраслевого развития, выравнивание которых является тоже одной из актуальнейших задач.
Предлагается сформировать многоуровневую, комплексную систему планирования, позволяющую устанавливать сквозные (прямые и обратные) взаимосвязи между всеми уровнями хозяйствования, увязывать их в единую систему, в которой планы всех хозяйствующих субъектов будут согласованы друг с другом. Данная система должна исследовать и прогнозировать различные факторы развития и учитывать их влияние друг на друга, т.е. реализовывать комплексный подход. В основе рекомендуемой системы планирования должен находиться принцип народнохозяйственного приоритета, обязывающий в виде установленных условий хозяйствования различные субъекты на региональном, отраслевом уровнях и уровне предприятий, учитывать при планировании стратегий своего развития в первую очередь народнохозяйственные цели и способствовать:
1) сбалансированному развитию народного хозяйства, его регионов и отраслей;
2) поступательному социально-экономическому развитию, повышению благосостояния населения;
3) лучшему удовлетворению потребительского спроса.
Регионы и отрасли в современных условиях хозяйствования должны становиться субъектами рыночных отношений, условия хозяйствования для которых устанавливает государство. Главным же субъектом рыночных отношений продолжает оставаться предприятие, непосредственно организующее и осуществляющее производственный процесс по созданию материальных ценностей. Любое предприятие должно в своей хозяйственной деятельности учитывать те правила хозяйствования, которые для него устанавливают конкретные регионы и отрасли. В монографии построены схемы горизонтальных, полииерархических взаимосвязей между субъектами хозяйствования, которые приходят на смену иерархическим связям. Главной особенностью предлагаемой в монографии системы планирования является её динамический характер, который выражается в том, что цели, задачи различных субъектов хозяйствования и отношения между ними зависят от временного фактора и должны корректироваться с учётом временных особенностей спроса, предложения, условий хозяйствования. Фактор времени предлагается учитывать при формировании как перспективных – стратегических планов, так и текущих – ситуационных планов. При этом планирование на долгосрочный период (5 лет) и текущий период (год) предлагается соединить в единую взаимосвязанную систему дополняющую друг друга, а следовательно, предлагается соединить стратегическое и ситуационное планирование. Во 2-м томе книге раскрывается новая логика рекомендуемой ситуационно-стратегической системы планирования. Вместо закона логики от простого к сложному, когда по совокупности экстраполированных темпов роста предприятий складывались планы развития отрасли, региона, народного хозяйства в целом, начинает доминировать закон от общего к частному, т.е. от стратегического планирования региона или отрасли к стратегическому планированию предприятия. Вместо логического закона от достигнутого к прогнозируемому начинает воплощаться закон от прогнозируемого к планируемому, т.е. на смену прогнозов от достигнутого уровня развития приходят прогнозы развития ситуации: внутренних ресурсных возможностей хозяйствующего субъекта и внешних условий и факторов хозяйствования: рынков, спроса, конкуренции. покупателей и продавцов, товарного предложения и прочих. Главной целью ситуационно-стратегической системы планирования становится повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции в целях лучшего удовлетворения потребительского спроса, а уже вследствие этого рост прибыли и рентабельности производства.
Несомненным преимуществом данной научной монографии является то, что она не только раскрывает суть, цели, задачи, принципы и содержание предлагаемой системы планирования, но и предлагает конкретные инструменты и механизмы её осуществления в виде графических методов исследования, матриц планирования, алгоритмов нахождения оптимальных решений, ситуационных моделей динамического планирования.
В 1-м томе книги «Методология оптимизации показателей спроса и предложения» предлагаются методы прогнозирования и планирования на основе теории множеств, когда отыскивается оптимальное значение не какого-то одного показателя плана, а всей их совокупности, т.е. составляются оптимальные множества показателей товарного предложения, товарного ассортимента, целевой функции товара, ресурсного обеспечения производства товара или использования ресурсов при его изготовлении. Каждое из данных множеств должно обеспечивать наилучший синергетический эффект. Кроме того, предлагается методология нахождения оптимального сочетания между формируемыми таким образом множествами. Для сбалансированности ассортиментных, ценовых, качественных, объёмных показателей спроса и предложения предлагается широко использовать матрицы планирования и графические методы исследования, что особенно важно для осуществления данного процесса в динамике. Особую важность имеют графические исследования временных циклов спроса, предложения, товаров, ресурсов. В монографии введено понятие комплексный жизненный цикл товара или ресурса, включающий жизненный цикл его изготовления, цикл нахождения на рынке в качестве товара и цикл использования потребителем. В научной работе установлены тенденции временной цикличности и определённые временные зависимости между стадиями жизненных циклов товаров и используемых при их изготовлении ресурсов, что очень важно для планирования временной сбалансированности спроса и предложения.
Большое внимание в монографии уделено выработке методологии оптимального ресурсного обеспечения и использования ресурсов в процессе производства товаров. Во-первых, планы закупки и расхода ресурсов предлагается сделать адресными, т.е. составлять свой ресурсный план по каждому конкретному виду продукции. Во-вторых, планирование закупок и использования ресурсов на основе комплексного подхода позволит учесть всю группу факторов, а именно:
1) достигнутую ресурсную базу;
2) спрос, предложение и конкуренцию на ресурсных рынках;
3) планы по производству товаров;
4) финансовые возможности фирмы, а также влияние ресурсных стратегий друг на друга, прочие.
В-третьих, процесс разработки и корректировки ресурсных стратегий предложено осуществлять в динамике. Разработаны типовые формы планов-графиков оптимальной загрузки производственных мощностей, занятости трудовых ресурсов и формирования материально-вещественного состава продукта с учётом фактора времени – стадий жизненных циклов использования ресурсов и товаров, при изготовлении которых они используются. Установлены тенденции изменения различных показателей использования ресурсов в зависимости от стадий жизненного цикла товара, определено влияние временного фактора на повышение интенсивности использования ресурсов.
В зависимости от ситуации и поставленных целей проведена классификация наиболее типичных продуктово-рыночных стратегий долгосрочного и текущего планирования и определено, какие из них наиболее органично сочетаются друг с другом. Предлагаются механизмы маневрирования текущими стратегиями в рамках стратегического плана фирмы. В связи с этим особую важность представляют предлагаемые методологические подходы к сегментированию рынков, к выбору фирмой стратегических зон хозяйствования, прогнозированию спроса и «миграции» покупателей из одного сегмента в другой, планированию с учётом этого вариантов позиционирования товарного предложения в них. В монографии разработаны теоретические аспекты моделирования экономических процессов, даётся определение ситуации, объекта, предмета и субъекта хозяйствования. Новой страницей в теории планирования являются построенные в монографии модели выбора СЗХ и позиционирования товаров в них, модели оптимизации программ обеспечения фирмы технико-технологическими, материальными и кадровыми ресурсами, а также модели ситуационного планирования отраслевых и региональных рынков. Построение адаптационных моделей хозяйствования, с помощью которых фирма может не только прогнозировать, но и управлять рынками, ресурсами и товарами, спросом и предложением открывает широкие перспективы для маневрирования ресурсными и товарными стратегиями и свидетельствует о большом потенциале рекомендуемой к внедрению ситуационно-стратегической системы планирования.
На монографию получен Национальный сертификат качества в двух номинациях: «Лучший информационный проект, 2013» и «Наука и технология, 2013». Она выставлялась на Международных выставках-презентациях. Имеет диплом лауреата Всероссийской выставки из серии: «Золотой фонд отечественной науки» и сертификат участника Международной выставки, Сочи, 2014. Научная монография «Ситуационно-стратегическое планирование в экономике» обладает научной новизной и является оригинальным научным исследованием, в ходе которого не только предложен принципиально новый механизм планирования повышения конкурентоспособности продукции, обозначенный как «ситуационно-стратегическое» планирование, но и разработана методология его осуществления, что вносит значительный вклад в развитие научной теории управления и планирования в условиях рыночной экономики и имеет большое прикладное значение.
Библиографическая ссылка
Меркулова Ю.В. СИТУАЦИОННО-СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ (ТОМ 1, 2) (МОНОГРАФИЯ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 11-1. – С. 97-99;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6240 (дата обращения: 03.12.2024).