В наше время коренной перестройки системы общественных отношений существенные преобразования происходят именно в социально-трудовой сфере. Они затрагивают интересы миллионов людей – субъектов этих отношений, в связи с чем возрастают требования к подготовке специалистов с высшим образованием, которым предстоит решать чрезвычайно важные и сложные проблемы эффективного формирования и использования трудового потенциала и гармонизации социально-трудовых отношений на всех уровнях.
Эти проблемы становятся определяющими, доминирующими при переходе к социально ориентированной рыночной экономики. Поэтому умение грамотно исследовать эти проблемы открывает перед будущими специалистами широкие возможности самореализации в научной сфере, а навыки их эффективного решения становятся характеристикой, существенно повышающей квалификацию и шансы стать высококлассными руководителями. Формирование системы теоретических и практических знаний о категории, понятии, механизмах обеспечения эффективной работы и прогрессивного развития социально-трудовых отношений в России на всех уровнях, идеи человеческого развития и социализации экономики будут способствовать активному формированию и рациональному использованию человеческого капитала – самого мощного фактора кардинального улучшения жизни общества и быстрого социально-экономического роста.
Сложность и многоаспектность процесса труда, с одной стороны, и ни с чем несравнимое социально-экономическое значение труда, с другой стороны, обусловили активный интерес к нему различных наук. Особенности труда как объекта исследования заключаются в том, что, во-первых, труд – это целесообразная деятельность людей по созданию благ и услуг, которая должна быть эффективной, рационально организованной; во-вторых, труд является одним из главных условий жизнедеятельности не только отдельной личности, но и любого предприятия или организации, а также общества в целом; в-третьих, в процессе труда формируется система социально-трудовых отношений, которые образуют стержень общественных отношений на уровне экономики в целом, региона, предприятия и коллектива.
Особое значение в наше время приобретает грамотное исследование всех, особенно – социально-экономических аспектов процесса труда, в связи с коренной перестройкой системы общественных отношений. Существенные преобразования происходят или должны происходить именно в социально-трудовой сфере, затрагивая интересы миллионов людей и вызывая закономерное противостояние субъектов этих отношений (прежде всего, работодателей и наемных работников).
В системе человеческой жизнедеятельности труд синтезирует не только экономические, но и социальные функции, поскольку он обобщает достаточно сложный спектр экономических и социальных отношений. Среди задач, реализуемых этой категорией, – состояние производственно-технических условий труда, материального и культурного уровня жизни людей, повышение их общеобразовательного и профессионального уровня, территориальное и отраслевое распределение трудового потенциала и т.д..
Другой, не менее важной, практической функцией труда является его роль в формировании системы социально-трудовой деятельности, а именно: соблюдение производственной и общественной дисциплины, ответственность за качественное и своевременное выполнение задач и др.
Еще одной практической функцией труда выступает синтез факторов социального, экономического, социально-политического и чисто психологического характера, реализация которых в практике работы предприятий в рыночных условиях хозяйствования возрастает. Это, прежде всего, коллективность, организованность, степень учета потребностей, интересов, ценностных ориентаций работников. Игнорирование или недооценка этих предпосылок в процессе трудовой деятельности существенно ограничивает и снижает потенциальные возможности труда.
Экономика труда изучает экономические закономерности в области трудовых отношений, занимается подробным анализом рынка труда, трудовых ресурсов и занятости, долгосрочным анализом трудовых отношений, исследует доходы работников и оплату труда, изучает проблемы производительности и эффективности труда, разрабатывает методы обоснования численности работников.
Основной целью данного учебного пособия является формирование системы теоретических и прикладных знаний о категориях, понятиях, механизмах обеспечения производительного труда и развития социально-трудовых отношений на макро- и микроуровнях. Основные задачи – приобретение студентами умений и навыков в области обеспечения эффективного использования ресурсов труда и мониторинга социально-трудовых отношений.
1. Пособие предназначено для студентов направления подготовки 080100.62 «Экономика» (бакалавриат), а также 080101.65 «Экономическая безопасность» и способствует совершенствованию теоретических знаний по дисциплинам «Экономика труда», «Организация, нормирование и оплата труд», «Экономика предприятия (организации)».
2. Пособие соответствует требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100.62 «Экономика», утвержденному приказом министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2009 года, № 747, а также требованиям ФГОС ВПО по специальности 080101.65 «Экономическая безопасность», утвержденному приказом министерства образования и науки РФ от 14 января 2011 года, № 19.
В результате изучения дисциплины «Экономика труда» студент должен:
– знать:
- закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;
- основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;
- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;
- основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства;
– уметь:
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
- анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;
- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
- осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;
– владеть:
- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей;
- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных.
В учебном пособии рассматриваются вопросы экономики труда в органической взаимосвязи, как единство социально-экономических трудовых отношений, исключительно важных по значению и приобретающих острый характер в процессе осуществления рыночных реформ в России.
Представлены методологические основы современной экономики труда, предмет, задачи этой дисциплины, рассмотрены сущность и значение трудового потенциала страны, формирование и регулирование рынка труда, занятость населения, доходы населения и их дифференциация, экономика социальной составляющей трудового процесса; определены теоретико-методические подходы к организации труда работников, его нормированию и оплате; значительное внимание уделено вопросам экономической эффективности трудовой деятельности.
Библиографическая ссылка
Снитко Л.Т., Кононенко Р.В., Оберемко В.В. ЭКОНОМИКА ТРУДА (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 11-1. – С. 101-103;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6243 (дата обращения: 21.11.2024).