Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

ВЕТЕРИНАРНАЯ МИКОЛОГИЯ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)

Чхенкели В.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия»

Современная концепция высшего ветеринарного образования предполагает необходимость формирования знаний и практических навыков студентов в области не только ветеринарной микробиологии, но и микологии. Общие ориентации и знания студентов в области использования микологии имеют чрезвычайно важное значение. Одна из острых проблем преподавания ветеринарной микологии в высших учебных заведениях – это отсутствие современных учебных пособий, отражающих изменившиеся за последнее десятилетие взгляды на положение грибов в системе живого мира, объём этой группы организмов и её систему. Система грибов для учебника или учебного пособия в полной мере должна отвечать двум требованиям: во – первых, быть относительно стабильной в течение довольно продолжительного времени; во – вторых, современной. Она должна соответствовать результатам последних таксономических исследований, в том числе, молекулярных, подтверждающих и корректирующих существование отдельных таксонов, выделенных на основании комплекса морфологических, ультраструктурных и биохимических признаков. Только в 2012 г. в нашем вузе было создано учебное пособие В.А. Чхенкели «Ветеринарная микология», получившее гриф УМО в области «Ветеринарии» и «Зоотехнии».

Дисциплина «Ветеринарная микробиология и микология» является комплексной и условно делится на курсы «Ветеринарную микробиологию» и «Микологию». Основная цель преподавания курса «Микология» – дать исчерпывающую информацию по патогенным и условно – патогенным грибам, вызывающим заболевания не только животных, но и человека. Учитывая современные экономические проблемы, усложняющие подготовку и проведение практических занятий, в издание включён большой иллюстративный материал, позволяющий студентам составить более полное представление о строении и свойствах грибов, вызывающих заболевания животных и человека. Большой объём материала заставил отойти от привычной повествовательной манеры изложения. Описание патогенных и условно – патогенных грибов даётся в жёстком, схематичном ключе – распространённость и пути передачи, морфологические, культуральные и биохимические особенности гриба, антигенная структура, устойчивость, патогенез поражений, основные особенности клинической картины, лабораторная диагностика (общие принципы и ключевые тесты), основные принципы лечения и профилактики. Учебное пособие включает следующие разделы: «Патогенные грибы», «Микроскопические грибы – возбудители микозов и микотоксикозов», «Лабораторная диагностика микозов», «Литература». Для облегчения понимания материала автором создан «Краткий словарь микологических терминов».

Особую роль в образовании играет преемственность дисциплин. Поэтому без должного углубленного освоения комплекса химических, биологических и ветеринарных дисциплин понимание крайне важного для ветеринара предмета микологии сводится к заучиванию фактов. Студент, пришедший на курс микологии, должен иметь определенный базовый уровень знаний и умений, приобретаемый им за предшествующие годы обучения. Однако если для дисциплин ветеринарного профиля четко прослеживается преемственность знаний, то, как показала наша работа, у студентов, обучающихся по специальности 111801.65 «Ветеринария» имеются большие пробелы как по общехимической, так и по общебиологической подготовке. Так, студенты 2 курса имеют недостаточное представление об окислительно-восстановительных реакциях, энергетическом и пластическом обмене клетки, процессе дыхания, строении биологических мембран, принципах и этапах передачи наследственной информации, биосинтезе белка и других биополимеров, регуляции жизнедеятельности клетки, закономерностях взаимосвязи организма и среды, основах генетики и наследственных болезней.

Известна китайская поговорка: «Знания, которые не пополняются каждый день, утекают с каждым часом». Возрастающий объем информации требует развития у студентов творческих способностей и критических навыков мышления, позволяющих принимать собственные решения на основании полученных ими базовых знаний по биотехнологии. В процессе преподавании микологии у студентов – будущих ветеринарных специалистов, – формируются не только общебиологические знания, но и особое мышление. Предлагаемая программа изучения микологии обеспечивает соответствующую подготовку для профессиональной карьеры молодых людей, дает возможность работы на фармацевтических предприятиях, в научно-исследовательских институтах. Стандарты высоки, но и перспективы карьеры превосходны.

Задачи, стоящие перед ветеринарной микологией, имеют большое значение для обеспечения благополучия человека и требуют объединения усилий научных организаций, медицинских и ветеринарных служб, содействия административных структур и высших учебных заведений ветеринарного профиля.


Библиографическая ссылка

Чхенкели В.А. ВЕТЕРИНАРНАЯ МИКОЛОГИЯ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 11-1. – С. 104-105;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=6245 (дата обращения: 16.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074