Новая социально-экономическая ситуация, сложившаяся в России в начале XXI века, предъявляет совершенно новые требования к выпускнику медицинского вуза. Личность современного медицинского работника должна отличать целостность, то есть единство профессиональных и личностных качеств, позволяющих ему быть конкурентоспособным, оставаясь высоконравственной личностью. В связи с этим цели высшего медицинского образования связываются с формированием личности будущего врача, компетентного и ответственного, способного оказывать помощь, человека милосердного и сострадающего.
Важной частью современного образования врачей становится формирование профессиональной компетентности педагога.
Педагогические основания профессиональной деятельности современного врача обеспечиваются необходимостью интеграции процесса лечения и воспитания пациента, формирования у него готовности к деятельности по сохранению и улучшению здоровья, ориентации на здоровый образ жизни и личностной ответственности за преодоление физического недуга, которые определяют субъектную позицию пациента. Воспитание пациента – важная составляющая профессиональной деятельности врача, существенно влияющая на её результаты.
Учебное пособие, разработанное сотрудниками кафедры психологии и педагогики Астраханской государственной медицинской академии к.п.н. Л.М. Миляевой, к.м.н. Л.А. Костиной, соответствует программе подготовки студентов медицинских вузов по учебному курсу «Психология и педагогика» в рамках ФГОС высшего профессионального образования третьего поколения и программой преподавания педагогики на лечебном, педиатрическом, стоматологическом, медико-профилактическом факультетах и факультете высшего сестринского образования.
Структурно пособие содержит 12 глав, отражающих основные разделы общей и медицинской педагогики, а так же методики преподавания в медицинских вузах. Данное издание содержит следующие материалы: объект, предмет и функции педагогики; педагогика в системе наук о человеке; категориальный аппарат педагогики; понятие о методологии педагогической науки; уровни методологии образования; методы педагогического исследования; сущность системы образования и характеристика ее компонентов; основные принципы государственной политики в сфере образования; непрерывное образование, цели и задачи непрерывного медицинского образования; модернизация системы высшего медицинского образования; современные тенденции мирового образовательного процесса; сущность и структура педагогической деятельности; виды и функции педагогической деятельности; содержание и структура профессиональной компетентности педагога; педагогическое мастерство; профессионально обусловленные требования к личности педагога; профессиональные деформации преподавателя; педагогические составляющие профессиональной деятельности врача; вопросы медицинской этики и деонтологии в структуре педагогической деятельности; учебный процесс и его характеристика; сущность и структура процесса обучения; цели и задачи обучения специальным медицинским дисциплинам; дидактические принципы обучения медицинским дисциплинам; сущность и структура содержания образования; формы организации обучения в школе и вузе; учебное сотрудничество, влияние сотрудничества на учебную деятельность; современные концепции обучения; современные технологии обучения; функции контроля знаний в структуре учебного процесса; воспитание как педагогический процесс; цели, задачи и направления воспитания в вузе; цели высшего медицинского образования; воспитательные системы образовательных учреждений; сущность, структура и функции педагогического общения; стили педагогического общения; формирование педагогически целесообразных взаимоотношений; конфликты в педагогической деятельности; управление конфликтами; инновационные процессы в образовании.
В каждой главе представлен большой теоретический материал, изучение которого позволит студентам ответить на ряд вопросов, касающихся общей педагогики, организации педагогической деятельности, дидактики, воспитания. Большое внимание уделяется характеристике современных образовательных и воспитательных технологий, использование которых сегодня в практике современного образовательного учреждения является достаточно актуальным. По мнению авторов, технологизация процесса обучения коснулась всех образовательных заведений, в том числе и медицинских. В условиях вхождения России в европейское образовательное пространство ужесточаются требования к качеству подготовки будущих специалистов медицинского профиля. Это способствует апробации в практике высшего медицинского образования широкого спектра инновационных образовательных технологий.
Несомненным достоинством пособия является включение вопросов, касающихся высшего профессионального образования, и, в частности, медицинского образования. В пособии изложены вопросы системы образования, дается глубокая ее характеристика, вопросы педагогической деятельности и личности педагога, описываются современные технологии и основные педагогические концепции обучения в вузе. Особое внимание уделено воспитательному процессу, методам воспитания, педагогическим коммуникациям.
Кроме того, стоит отметить представленные в пособии вопросы медицинской педагогики, медицинской этики и деонтологии, что отражает практическую направленность данного пособия, так как исследуемые проблемы лежат в основе профессиональных компетенций будущих врачей.
Каждая глава включает в себя как теоретический, так и практический материал, обогащенный примерами и фактами. Содержащиеся в конце каждой главы тестовые задания обеспечивают самоконтроль качества усвоения материала.
Материал в пособии изложен системно, последовательно, доступным языком. В ходе изложения прослеживается логическая стройность, обусловленная содержанием материала. Рубрикатор учебного пособия отражает его структуру. Стиль учебного пособия соответствует стилю методической литературы.
Данное пособие ориентировано на широкое практическое применение полученных знаний выпускниками медицинских специальностей. Тестовые задания имеют выраженный прикладной аспект, и должны способствовать освоению студентами основных общепрофессиональных компетенций. Пособие формирует представление об особенностях использования педагогических знаний в деятельности врача различной специализации.
В конце пособия прилагается список использованной авторами основной и дополнительной литературы, изучение которой позволит расширить знания студентов по изучаемой дисциплине.
Библиографическая ссылка
Миляева Л.М., Костина Л.А. ПЕДАГОГИКА (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 11-1. – С. 105-106;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6246 (дата обращения: 23.11.2024).