Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОПЕРНАЯ ДРАМАТУРГИЯ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)

Приходовская Е.А. 1
1 Томский государственный университет

Уже более трёх лет студенты музыкальных специальностей Института Искусств и Культуры Томского государственного университета осваивают дисциплину «Оперная драматургия» по инновационной программе, предложенной доцентом Института Екатериной Анатольевной Приходовской (член Союза Композиторов России, автор 7 (семи) опер и множества камерно-вокальных произведений).

В помощь студентам издано учебное пособие по курсу (72 стр., 2,9 п.л.).

Разделы пособия посвящены этапам работы над выстраиванием целостной драматургии оперы.

В Главе I «Общие основы жанра оперы» освещаются особенности синтеза искусств в опере, рассматриваются комплексы средств выразительности, участвующие в этом синтезе: вербальный, музыкальный и вокально-технический. Исходя из тезиса о центральном значении в опере личности певца, очерчиваются три уровня структуры сольного вокального образа: целостный психологический вектор – эмоциональная окраска – фактуальная конкретика (теоретические тезисы взяты из кандидатской диссертации автора пособия).

Глава II «Смысловые ориентиры оперного произведения» раскрывает вопросы подхода к сюжету (первоисточнику) с позиций перевода его в новый – синтетический – оперный текст. Утверждается независимость замысла композитора от замысла автора первоисточника (композитор создаёт новый текст, и смыслы нового текста формируются именно композитором). Сюжет подлежит анализу с целью выявления в нём основных оппозиций, мифологем и архетипов (студенты знакомятся с исследованиями К.-Г. Юнга и В. Проппа). Автор (или коллектив авторов) будущей учебной оперы предлагает сюжет и определяет специфику своей трактовки сюжета и избираемых смысловых ориентиров (предпочтение отдаётся комическим и детским сюжетам, так как они требуют меньшей смысловой целостности и психологической правды, чем трагические / серьёзные сюжеты, являющиеся для первого композиторского опыта слишком сложной и ответственной задачей). Далее производится моделирование «плана» будущей оперы (какие оперные формы в ней будут задействованы, какой состав солистов (по тембрам), как сюжет разбивается на «номера», какие возможны повторы, музыкальные и сценические арки). В связи с этим изучаются закономерности исторически сложившегося оперного «канона». Также на данном этапе происходит кристаллизация целостного композиторского «ключа», авторской позиции в отношении всего комплекса смысловых и текстовых характеристик будущего произведения – формирование целостного образа будущей учебной оперы.

В Главе III «Элементы оперного целого» разбираются практические вопросы поэтапной работы над созданием оперы. Каждый из разделов главы представляет почти «пошаговое руководство». Например, в разделе «Работа композитора с вербальным первоисточником» содержатся рекомендации по организации фразировки, фонетического ряда, текстовых купюр и повторов, а также по выстраиванию целостной структуры либретто. Важнейшим по значимости представляется раздел «Музыкально-тематическая организация оперы»: опера – жанр прежде всего музыкальный, и подтекстовый пласт содержания, являющийся в опере центральным, реализуется именно музыкальными средствами выразительности. Производится выявление основных образно-интонационных сфер оперы, затем – формирование музыкального тематизма (не более 4–7 музыкальных тем), характеризующего – в зависимости от специфики смысловой организации целого – тех или иных персонажей, те или иные ситуации, чувства, предметы и т.д. В дальнейшем, при построении интонационной драматургии оперы, музыкальный тематизм послужит основой тематических арок, повторов, контрастов, и в целом – архитектоники оперного целого. Отдельным аспектам сочинения оперы посвящены разделы «Оперный ансамбль», «Оркестр в опере». Последний раздел учебного пособия «Вопросы сценического воплощения оперы» призван помочь студентам на финальном этапе подготовки учебной оперы к сценическому показу. Ни в коем случае не претендуя на роль «краткого курса оперной режиссуры» (что и невозможно, и не входит в цели курса «Оперная драматургия»), данный этап способствует пониманию оперы именно как синтетического, а не только вербально-интонационного единства, актуализирует многие факторы, например визуальные, не относящиеся непосредственно к созданию текста оперы, но составляющие необходимую и неотъемлемую часть целостного оперного замысла.

В качестве зачётного задания студенты – иногда сообща, иногда в индивидуальном порядке – пишут учебную оперу. Это позволяет им понять, как строится опера, изнутри, с точки зрения оперного композитора. Так – на практике – постигаются закономерности оперной драматургии.

Следует учесть, что факультета композиции в Институте нет. Авторами учебных опер становятся студенты таких специальностей, как «Хоровое дирижирование», «Вокальное искусство» и «Инструментальное исполнительство». Творчество – всеобщая способность и великая сила, не знающая формальных границ. Первую французскую комическую оперу «Деревенский колдун» написал Жан-Жак Руссо, а он точно не был композитором-профессионалом. Возможности человеческого творческого духа безграничны, если сам он не ставит себе границ.

Студенты изучают все этапы создания оперы – от либретто до постановки. Они сами выбирают первоисточник, сами – под руководством преподавателя – пишут либретто, сочиняют музыку, оркеструют оперу, сами – иногда с помощью художников-дизайнеров – делают макеты декораций и костюмов. Они же сами – и их товарищи по Институту – исполняют оперу на сцене для широкой публики. Нередко при этом авторы оказываются и исполнителями главных ролей. Студенты сами предлагают оригинальные решения возникающих проблем, сами постигают тайны музыкального творчества и сотрудничества с коллективом при постановке спектакля.

За три года были осуществлены уже три постановки учебных опер: «Мойдодыр» (коллектив авторов – студенты IV курса Института (2012)), «Двенадцать месяцев» (автор – студентка IV курса Института (2013) Валентина Валова) и «Сказка о глупом мышонке» (автор – студентка IV курса Института (2013) Лидия Хорошкова). Авторы учебных опер прошли не только творческую практику, но ещё и «боевое крещение» сценическими репетициями и публичным исполнением. Эти спектакли оказываются востребованными не только в учебном процессе, но и в концертной жизни города – особенно приветствуются они детской аудиторией. Некоторые из них были уже 3–4 раза представлены на разных концертных площадках.

Итак, главная задача преподавателя – направить самостоятельные поиски студентов к постижению законов оперной драматургии, к великой радости Творчества.


Библиографическая ссылка

Приходовская Е.А. ОПЕРНАЯ ДРАМАТУРГИЯ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 11-1. – С. 112-113;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6251 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674