Актуальность работы: экономические процессы, проходящие в современном обществе, вносят серьезные коррективы в процесс образования. Руководство современных наукоёмких производств предъявляют высокие требования к подготовке работников. В отличие от социалистического производства, когда специалист должен был быть узко специализированным под одно направление деятельности, на современном производстве от работника требуется владение широким спектром знаний не только технологической, но и педагогической, психологической, экономической и иной направленности.
В результате в процессе реализации ФГОС СПО возникает проблема: кокой должна быть методика организации практических занятий по экономических дисциплинам в техническом ССУЗ для качественного формирования компетенций экономической направленности у студентов техников. Цель работы: разработать комплекс практических работ по дисциплине «Экономика отрасли» который по содержанию, методам и формам подачи экономической информации способствовал формированию экономических компетенций. Объект работы: процесс экономической подготовки студентов – техников в системе среднего профессионального образования. Предмет работы: организация практических занятий по дисциплине «Экономика отрасли» студентов технических специальностей в рамках реализации федеральных стандартов на основе компетентностного подхода. Гипотеза: формирование экономических компетенций у студентов технических специальностей ССУЗ будет более эффективным если: будет произведен отбор и структурирование содержания практических работ с учетом будущей профессиональной деятельности студента техника СПО и профессиональных компетенций экономической направленности и последних научных тенденций в педагогике профессиональной школы; будут разработаны методические указания для проведения комплексных практических работ по дисциплине «Экономика отрасли» для специальности «Производство летательных аппаратов» и «Производство авиационных двигателей» на основе компетентностного подхода; будет разработана критериальная база и система оценивания практических работ с учетом компетентностного подхода.
Для проверки гипотезы и достижения цели, должны быть реализованы следующие исследовательские задачи: изучить основные теоретико-методические подходы к организации практических занятий; разработать методические указания для проведения комплексных практических работ по дисциплине «Экономика отрасли» на основе компетентностного подхода; разработать критериальную базу и систему оценивания практических работ с учетом компетентностного подхода.
Для решения поставленных задач нами была проделана следующая работа:
1. Проведен анализ современной педагогической литературе посвященная вопросам: теории обучения (дидактике) В.И. Байденко, Г.И. Ибрагимова, П.И. Пидкасистый, М.И. Махмутов, М.А. Чошанов и т.д; по вопросам компетентностного подхода Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя и т.д. При организации практических занятий мы используем личностно – деятельностный и компетентностный подход, опирающиеся на принципы интеграции, модульности, креативности, оптимизации учебного процесса. Основными методиками работы при проведении практических занятий являются: 1) метод погружения студента в искусственно созданную профессиональную среду, 2) метод проектов, 3) методика организации групповой работы.
2. С учетом современных тенденций в педагогической науке были разработаны методические указания для проведения комплексных практических работ по дисциплине «Экономика отрасли» на основе компетентностного подхода. Комплексная практическая работа – это несколько практических работ по разным темам программы учебной дисциплины объединенные между собой одной общей целью работы, исходным заданием и направленные на получение комплексного результата. Предлагаемый на конкурс вариант комплексной практической работы включает в себя следующие практические работы, являющиеся ее этапами: 1 этап – «Расчет показателей использования основных средств», 2 этап – «Расчет численности, заработной платы и фондов оплаты труда различных категорий работников», 3 этап – «Расчет показателей производительности труда и выработки на одного рабочего», 4 этап – «Составление калькуляции изделия, сметы затрат», 5 этап – «Определение цены товара и ценовой политики предприятия», 6 этап – «Расчет прибыли, рентабельность отдельных видов товаров», 7 этап – «Расчет основных технико-экономических показателей деятельности участка». Как видно из названий этапов комплексной практической работы она охватывает все основные темы дисциплины «Экономика отрасли», связывает их между собой единым заданием и целью. Благодаря этому мы добиваемся эффекта погружения студента в профессиональную среду связанную с работой техника, что позволяет ему комплексно увидеть объем и направления работы с которыми ему предстоит столкнутся в реальной профессиональной деятельности.
Итогом комплексной практической работы является расчетно – аналитический проект «Расчет основных технико-экономических показателей деятельности участка» включающий в себя: составление производственного плана деятельности участка (цеха) (фрагмент); штатного расписания участка (цеха) (фрагмент); расчет производительности труда и выработки на одного рабочего; расчет прибыли, рентабельности, цены, себестоимости производимой продукции с выводами и предложениями по улучшению экономических показателей деятельности участка (цеха).
Правила выполнения работы. Работа имеет сквозное задание на все 7 этапов комплексной работы (с 1 по 10 практические работы). Эти задания даны в начале работы (шесть вариантов) в разделе исходные данные. Работы выполняются последовательно, с постепенным усложнением заданий. 8 этап является обобщающим, который сводит воедино данные всех этапов. Выполнение комплексной практической работы завершается публичной защитой творческого проекта.
3. Практическая значимость: Комплексная практическая работа позволяет нам оценить не только знания и умения студента (критерии облученности) но и компетенции (критерии деятельности), за счет погружения студентов в искусственно созданную профессиональную среду и выполнения взаимосвязанных элементов профессиональной деятельности, которые формируются в сложный расчетно-аналитический проект, полностью имитирующий профессиональную деятельность технолога в таких направлениях профессиональной деятельности как: принимать участие в разработке технически обоснованных норм времени и определении экономической эффективности проектируемых технологических процессов; оценивать экономическую эффективность производственной деятельности; внедрять и сопровождать технологические процессы.
Данный вариант комплексной практической работы реализовывался в ГБОУ СПО КАТК им. П.В. Дементьева с 2012 года на базе специальностей «Производство авиационных двигателей» и «Производство летательных аппаратов». В результате, показатели качественной и количественной успеваемости выросли (табл. 1).
Эти показатели выше показателя среднего бала по колледжу на 0.1-0.4 балла, что является достаточно высоким показателем. Данный показатель достаточно стабилен и имеет тенденцию к повышению.
Таблица 1
Суммарный показатель качественной и количественной успеваемости студентов
по комплексной практической работе
Кол. студ |
5 |
4 |
3 |
2 |
Ср. балл |
|||||
Абс. |
% |
. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
|||
2012-2013 учебный год. |
||||||||||
160305 |
14 |
4 |
28,5 |
3 |
21,4 |
7 |
50.1 |
0 |
0 |
3,7 |
160203 |
30 |
8 |
26,6 |
10 |
33,3 |
12 |
40,1 |
0 |
0 |
3,8 |
2013-2014 учебный год. |
||||||||||
160305 |
24 |
9 |
37,5 |
5 |
20,8 |
10 |
41,7 |
0 |
0 |
3,9 |
160203 |
22 |
8 |
36.3 |
7 |
31,8 |
7 |
31.9 |
0 |
0 |
4 |
Библиографическая ссылка
Закирова Е.Ю ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 1. – С. 50-51;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6325 (дата обращения: 22.12.2024).