Развитие инновационного образования в университетах, на наш взгляд, предполагает:
- более качественный уровень образования, построенный на сокращении аудиторной нагрузки и повышения доли и роли самостоятельной работы студентов, за счет широкого использования инновационных образовательных технологий;
- тесную связь образовательного процесса и научно-исследовательских работ сотрудников и студентов;
- обновление образовательных программ и введение новых учебных дисциплин, основанных на использовании современных информационных и инновационных технологий.
На сегодняшний день не существует четкого определения инновационной деятельности в образовании. Но, несомненно, к инновациям в образовательном процессе университетов можно отнести следующее:
- Расширение функций и возможностей лекций, в том числе создание курсов лекций и учебных пособий в электронном виде.
- Создание сайтов кафедр с размещением на них мультимедийных учебных материалов для дистанционного обучения студентов.
- Создание и использование программных тестирующих систем для проверки знаний студентов.
Объединив эти направления, можно говорить о создании электронных учебно-методических комплексов, которые, в конечном счете, должны заменить существующие учебно-методические комплексы на бумажном носителе.
Сотрудники кафедры ИИТСУ СПбГТУРП применяют вышеперечисленные методы при обучении студентов всех форм обучения. Электронные учебные пособия, методические указания и различного вида справочные пособия используются при прохождении студентами таких дисциплин, как «Автоматизация технологических процессов», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Интегрированные системы проектирования и управления», «Проектирование АСУ» и др.
Электронные каталоги и справочники заменяют традиционные бумажные, и пользуются большим спросом у студентов при сдаче государственного экзамена на кафедре.
Использование тестовых технологий с применением компьютерной техники на кафедре является одним из средств оценки качества образования студентов. Программные системы для тестирования используются для проверки остаточных знаний, при организации рубежного контроля, для подготовки студентов к Интернет-экзаменам. Создание банка тестовых заданий является в настоящее время одной из первоочередных задач наших преподавателей. На кафедре привлекаются к этому и студенты, что вызывает у них неподдельный интерес, поскольку способствует структурированию знаний при подготовке к государственным экзаменам и выполнению выпускных квалификационных работ. Особенно эффективно это проходит для давно изученных учебных дисциплин.
Дистанционная форма обучения используется в настоящее время не в полной мере. В качестве элементов ее применяют при работе со студентами заочного факультета и магистрантами.
Важным аспектом подготовки современных специалистов, которые часто работают на стыке знаний в различных областях и нуждаются в развитии интеллектуального и творческого потенциала, являются «сверх профессиональные» курсы по выбору. Например, предлагаются дисциплины «Элементы искусственного интеллекта в АСУ», «Синергетика», «Оптимизационный подход к нелинейным проблемам управления» и др.
Студенты нашей кафедры оформляют и защищают курсовые и выпускные квалификационные работы с использованием мультимедийных технологий.
Следует, однако, отметить, что самой большой проблемой для внедрения инноваций у нас, как и во многих других университетах, является отсутствие современного технического обеспечения.
Библиографическая ссылка
Бондаренкова И.В., Кондрашкова Г.А., Черникова А.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ИИТСУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА РАСТИТЕЛЬНЫХ ПОЛИМЕРОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 5. – С. 153-154;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=636 (дата обращения: 22.12.2024).