В деле воспитания подрастающего поколения необходимо шире использовать комплексный подход с целью всестороннего развития и подготовки учащихся к активной жизни и общественно-полезной деятельности [1]. Для этого надо постоянно совершенствовать пути формирования гражданствености, творческого отношения к делу, развития духовных интересов и потребностей людей. Орудием воспитания молодежи в нашей стране является общеобразовательная школа. Школа вооружает подрастающее поколение знаниями, формирует у него мировозрение, подготовливает к жизни, труду. Образование и воспитание – единый процесс. Человек воспитывается в процессе образования, если этот процесс правильно организован [2].
Важное место в решении задач образования и воспитания отводится физической культуре. Физическая культура в настоящее время представляет собой многогранное явление, имеет целый ряд направлений, видов и форм занятий. Среди большого разнообразия средств физического воспитания народной педагогике принадлежит особое место.
Игры и физические упражнения, различные забавы и развлечения, связанные с двигательной активностью, являются основными средствами народной педагогики физического воспитания [3]. Испокон веков в них ярко отражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои; представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе [4]. Основные функции национальных видов спорта и игр, массовых спортивных праздников и соревнований вытекают из самого существа спортивной деятельности имеющего своим главным назначением совершенствование жизненно-важных физических и духовных качеств человека. Педагогическое их значение заключается в том, что они относятся к категории средств и методов воспитания в широком смысле. Это означает, что современные казахские национальные виды спорта и игры могут служить конкретной основой и, а в то же время, способом организации воспитательных воздействий на занимающихся этими видами спорта и игр. Народные игр являются неотьемлемой частью интернационального и физического воспитания школьников. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре своего народа [4]. Воспитание детей и юношей на народных традициях с раннего возроста способствует формированию правильного отношения к окружающей природе, к взаимоотношениям в обществе. Средства народной педагогики предпологают развитие в ребенке глубоко человеческих качеств. Одной из основных задач школы является формирование у детей убеждения в том, что он – частица своего народа [5]. Казахские средства народной педагогики привлекают внимание молодежи, развивают в них ловкость движений, воспитывают любовь к игре и развлечениям, любовь к своему народу, его традициям и обычаю, уважение к старшему поколению. Ведь через игру учащихся очень легко заинтересовать занятиями [6].
В период преобладения админстративно-командой системы управления были допущены извращения, тормозившие развитие народных средств физического воспитания [3]. В настоящее время внимание к средствам народной педагогики быстро возрастает. Традиции народных видов спорта, игр и развлечений постепенно начинают возрождаться. Многие народные праздники сопровождаются теперь соревнованиями по национальным видам спорта. Их охотно включают во всевозможные праздники, смотры, фестивали и соревнования. Выходят методические пособия с применением народной педегогики в общеобразовательной школе. В некоторых общеобразовательных школах пытаются вводить национальные подвижные игры, чтобы усилить качество урока, повысить уровень физической культуры. Все это вселяет уверенность в том, что пойдут положительные сдвиги в правильном использовании богатого наследия в области национальных форм и средств физического воспитания, в целенаправленном развитии национальных видов спорта и игр в современном физкультурном движении.
Актуальность применения средств народной педагогики в воспитании детей в настоящее время неоспорима. Казахские подвижные игры, виды спорта и другие средства народной педагогики должны занимать почетное место в системе физического воспитания, дополняя и обогащая физическую культуру и спорт [7]. Думается, что настал новый этап использования средств народной педагогики в формировании интереса на уроках физической культуры. Возникает необходимость определения, какие средства народной педагогики можно применять учителям физической культуры в своей работе.
Анализ народных подвижных игр показывает, что и сейчас эти игры даже в том количестве, в каком они сохранились, способны обеспечить развитие всех необходимых физических качеств, совершенствовать все выделяемые в физическом воспитании виды движений (бег, прыжки, метание в цель и на дальность, поднятие тяжестей и т.д.).
В отличие от обычных упражнений каждая игра является целостной деятельностью, своеобразной моделью жизни, поведения человека, включая нравственную, эстетическую, трудовую, умственную, прававую и другие их стороны. Ведь, вступая в игру добровольно, каждый участник берет на себя обязательства выполнять ее правила, а они так умело, отработаны народом, что непринужденно, мягко и то же время неуклонно способны вызвать у участников игры уважение к соперникам, к заложенным в игре культурным традициям народа, к общечеловеческим ценностям [8].
Одним из условий эффективности урока является применение учителем разнообразных методов обучения. Одним из таких методов может быть применение казахских подвижных игр на уроке физической культуры. Формируя у школьников интерес к народной педагогике, учителю нужно как можно полнее использовать интерес к народным играм, состязаниям, элеметам физического воспитания, чаще обращаться к старым, уже забытым элементам культуры – играм, состязаниям, видам спорта [9].
Возрождение национальных традиций каждого народа не может быть делом только самого этого народа. Применение в учебно-воспитательном процессе игр самых разных народов стимулирует интерес к ним, способствует воспитанию интернационализма. Попутно в игре происходит первоначальное знакомство с элементами культуры данного народа, его языка (через название игры на этом языке, игровые термины). Это помогает играюшим лучше понять своеобразие игр и культурных традиций собственного народа, чему, в частности, способствует сравнение игр разных народов [10].
Основным условием успешного внедрения народной педагогики в жизнь школьников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства [11].
В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания и приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации [12].
Средства казахской народной педагогики можно использовать в вариативной части на уроках физической культуры, во внекласной и внешкольной работе. Эти игры можно включать в подготовительную часть урока, в основную и для снятия усталости – в заключительную часть урока.
Имеются специальные игры и для перемен: «Ушты-ушты» (Летит-летит), «Ким урды» (Кто ударил), «Жаяу жарыс» (Соревнования пешом) и другие, которые помогают занимающимся снять нервное напряжение и отдохнуть перед предстоящим занятием. Обычно подвижные игры проводятся на больших переменах [6].
Но игра – это не только веселое времяпровождение или физическая нагрузка организма, это еще и средства психологической подготовленности. Именно посредством игры, по славам великого русского врача и педагога П.Ф.Лесгафта, человек приобретает «опытность справляться с препятствиями, которые встречаются в жизни» [12].
Интерес учащихся к народному творчеству велик. Это обязывает работников физкультурных и спортивных организаций всемирно улучшить и совершенствовать учебно-воспитательную и спортивно-массовую работу [12].
Использование некоторых средств народной педагогики, таких как национальные подвижные игры [13], элементы казахских танцев, видов борьбы, на уроках физической культуры, а также при организации массовых спортивных праздников – это объективное требование времени. Сбор и систематизация средств народной педагогики, используемых учителями физической культуры на уроках, помогли бы более полноценному воспитанию молодежи, так как недооценка средств народной педагогики привели к тому, что среди молодежи распространяются вирусы социальных болезней (историческое беспамятство, бездуховность, алкоголизм и другие).
Идеи народной педагогики – это не сухие, абстрактные положения, а идейно-нравственные, художественно-образные сгустки, аккумулирующие в себе тысячелетий опыт народа, его духовные ценности [11].
Из вышеизложенного следует сделать следуюшие выводы.
1. Особое значение приобретает вопрос внедрения средств народной педагогики в жизнь современной школы. Занятия национальными видами спорта, играми, танцами, заполняют досуг, укрепляют здоровья и, что самое главное, способствует становлению характера и формированию здорового образа жизни.
2. Изучение литературных источников по формированию интереса учащихся на уроках физической культуры средствами казахской народной педагогики показало, что этой проблеме не уделяется должного внимания.
3. Анкетирование учащихся и наблюдения в ходе педагогического эксперимента показали, что интерес к урокам физической культуры в результате применения казахских подвижных игр стал значительно выше.
4. Данное направление нуждается в целенаправленном, всестороннем изучении очень важных принципиальных положений, таких как высокие требования к сожелению и методам учебной работы и стремление учащихся к самостоятельности, осуществлять контроль над выполнением целой группой правил.
5. Такие средства народной педагогики как национальные подвижные игры, некоторые виды борьбы, а также элементы танцев необходимо использовать учителями на уроках физической культуры, с ежегодным анализом повышения интереса учащихся к урокам физической культуры.
Библиографическая ссылка
Есиркепов Ж.М., Копжасар Б.Ж., Кужамбердиева С.Ж., Абжалелов Б.Б. РОЛЬ СРЕДСТВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-1. – С. 13-15;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6398 (дата обращения: 21.11.2024).