Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ПОВТОРЕНИЯ

Жунисбекова Ж.А. 1 Такибаева Г.А. 1 Рустемова К.Ж. 1 Жунисбекова Д.А. 1 Ауелова К.Е. 1 Есипов В.В. 1
1 Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает всё большее значение. Это объясняется прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний. В связи с этим изучение проблемы повышения уровня знаний младших школьников в процессе закрепления и повторения на опыте работы учителей начальных классов показывает, что применение различных методик, представленных в работе, вызывает положительные эмоции в процессе учебной деятельности и повышает интерес к изучаемому предмету. Немаловажная роль отводится и учителям по существенному изменению как традиционных, так и интенсивных форм учебной деятельности
методика обучения
решение математических задач
закрепление нового материала
повторение пройденного
инновационные технологии.
1. Гончарова Т.Д. Обучение на основе технологии «полного усвоения». – М.: Дрофа, 2004. – 256 с.
2. Утеева Р.А. Теоретические основы организации учебной деятельности учащихся при дифференцированном обучении математике в школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – М., 1998. – 37 с.
3. Абдрахманова А.Н., Жунисбекова Ж.А. и др. Применение современных развивающих игр на уроках математики в начальной школе: учебное пособие. – Шымкент: ЮКГУ им. М. Ауезова, 2010. – 55 с.
4. Нурахметов Н.Н., Ковжасарова М.Р. Теоретические основы построения и реализации технологий обучения. – Алматы: Мектеп, 2005. – 153 с.
5. Бочкина Н.В. Педагогические основы формирования самостоятельности школьника: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 1991. – 32 с.
6. Абрамова Г.С. Индивидуальные особенности формирования учебной деятельности школьников. – М.: Педагогические технологии, 2002. – 216 с.
7. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении – М.: Просвещение, 1982. – 217 с.

Введение

Последнее десятилетие в развитии системы образования Республики Казахстан происходят существенные изменения, направленные на оптимизацию и совершенствование процесса обучения и воспитания. В Законе «Об образовании» [1] и в других нормативно-концептуальных документах серьезное внимание уделяется вопросам начального обучения. В условиях социально-экономических преобразований, реорганизации всех ступеней образования особенно остро стоит проблема обучения в начальной школе, отвечающей требованиям современной школы.

Обучение охватывает большие периоды жизни человека, поглощая его продуктивные, творческие годы. Ключевым вопросом в содержании ребенка в школе является его опора на национальные и общественные ценности, формирование системного миропонимания и мышления, которые возможны только на основе синтеза технической и гуманитарной культуры человека.

Качественно новый уровень обучения и воспитания детей должен достигаться на основе полноценного использования всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общество. Сама система образования должна быть не только гибкой, но должна соблюдать преемственность и использовать народную педагогику, национальные, региональные и микросоциальные проблемы.

Для школ характерен сегодня широкий инновационный поиск. Его сфера чрезвычайно обширна. Это и организационные преобразования (изменение статуса учреждения, ритма работы школы, функции администрации и т.д.), введение регионального и школьного компонентов учебного плана, интеграции учебных предметов, целевой отбор содержания обучения в соответствии с проблемами глобального образования. Это и экспериментальная проверка новых учебных технологий, оптимизация базового образовательного стандарта, новые методики, дающие возможность наиболее детально, объективно и полно получить своевременную информацию о различных сторонах педагогического процесса и его результатах.

Успех при освоении учебной деятельности, а также органичное вхождение ученика в ситуацию начального обучения в школе определяется общей готовности к школе (Б.Г. Ананьев, Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Р.С. Буре, Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, А.К. Маркова, С.А. Назарбаева, В.Я. Никитин, Г.К. Нургалиева, М.Р. Рахимова, Т.С. Сабиров, Д.Б. Эльконин и др.)

Научные данные свидетельствуют о необходимости формирования у детей такого исходного уровня развития, при котором они достаточно уверенно и активно овладевают учебной деятельностью, заданной школьным обучением с позиции субъекта [2]. Это, в свою очередь, требует высокого уровня самоорганизации школьников, развития навыков учебной деятельности, высокого уровня развития технических процессов.

Теоретические проблемы обучения детей школьного возраста и начального обучения в школьных учреждениях Казахстана получили освещение в работах отечественных ученых В.Н. Андросовой, Б.Б. Баймуратовой, Л.А. Давиденко, Е.Б. Дайрабаева, Г.И. Исмагуловой и др.

Процесс реформирования системы начального образования в школе, происходящий последние 10 лет, привел к тому, что каждое начальное учреждение имеет возможность самостоятельного развития, использования различных инновационных педагогических технологий и программ. Работы А.К. Кусаинова, С.Н. Лактионовой, Л.Я. Ленчевской, Р.Р. Масыровой, С.А. Назарбаевой, В.Я. Никитина, Ш.Т. Таубаевой свидетельствуют о том, что в республике идет активный процесс внедрения инноваций в систему начального образования в школе. Данные изменения вызваны современными требованиями школы.

Сегодня большинство образовательных учреждений Казахстана в той или иной степени работают в инновационном режиме. Главной особенностью программы развития казахстанской системы образования стало внедрение в педагогический процесс и его структуру многообразных нововведений. Это относится и к новой идеологии образования, в основу которой положен личностно-ориентированный подход к организации обучения и воспитания школьников.

Педагоги выступают за широкое использование активных методов обучения, стимулирующих познавательную деятельность учащихся. Важнейшими условиями реализации таких методов они считают учет уровня развития и интересов учеников, сотрудничество учащихся друг с другом и с учителем, внесение в учебный процесс элементов игры.

Как показывает анализ педагогической практики в начальной школе, за последние годы четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но все же в учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между «фронтальными» формами обучения и сугубо индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения, между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения [3].

Определился целый ряд проблемных вопросов, требующих комплексного решения. Это и организационное переустройство учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей детей, и совершенствование методических принципов, связанных с внедрением вариативного содержания обучения, индивидуализацией усвоения знаний, развитием познавательных интересов школьников, реализацией их творческого потенциала, и рационализация процессуальных основ обучения и воспитания, позволяющая сделать приоритетным развитие личности школьников.

Одним из важных направлений разрешения названных проблем является разработка и внедрение технологий обучения, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы, а именно: целей, содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям современной школы.

Цель исследования: определить пути и методы повышения уровня знаний младших школьников в сочетании с различными технологиями в процессе закрепления и повторения и их краткая характеристика.

Методологией работы послужили теоретические положения философии, психологии, педагогики и методики о сущности технологий обучения и путях их сочетания, личностно-деятельностный и развивающий подходы к обучению.

Методы исследования

Основными методами исследования на этом этапе являлись законы, программы, положения об образовании; основные методы и формы обучения в начальной школе, труды педагогов и методистов.

Результаты исследования

Организация учебно-воспитательного процесса в школе идет по двум направлениям. Первое характеризуется в основном использованием устаревшей традиционной программы обучения и воспитания в начальных классах. Второе – ограниченным внедрением инновационных педагогических технологий без должного научного обоснования.

В настоящее время в практике сложилось противоречие между возросшими требованиями школы, предъявляемыми к уровню подготовки будущих первоклассников, и относительно узкой подготовкой учеников в школе.

Поиск эффективных путей и методов совершенствования обучения детей в школе, а также преодоление ее узкой направленности являются проблемой нашего исследования.

В соответствии с теорией познания педагогика и методика рассматривают учение как процесс, состоящий из следующих этапов: первичного усвоения знаний и последующего их уточнения, расширения, упрочнения, конкретизации, систематизации, превращения в метод познания и др.

В этом процессе важнейшим этапом является усвоение знаний, так как неудовлетворительное усвоение влечет за собой: перегрузку учащихся, поверхностное и даже ошибочное усвоение теоретических понятий, неудовлетворительное выполнение упражнений, в результате перечисленных недостатков пропадает интерес к изучаемому предмету.

Процесс усвоения знаний состоит из усвоения нового материала, закрепления и повторения.

Усвоение знаний будет плодотворным и стимулирующим, если оно основано на самостоятельности учащихся, которая должна быть творческой. В трудах Ю.К. Бабанского, Т.И. Шамовой, В.П. Шуман, Г.И. Щукиной и других указано, что стимулирование познавательной деятельности школьников происходит с учетом принципа связи теории с практикой. Этот принцип следует учитывать при проведении закрепления и повторения, ибо благодаря единству мыслительных операций и практических действий по усвоению и закреплению воспринимаемого учебного материала происходит более прочное усвоение знаний, овладение умениями, навыками. Мыслительные операции и практические действия, взаимно дополняя друг друга, способствуют более глубокому и прочному овладению новыми знаниями: мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать порядка, к сущности второго порядка и так далее без конца.

Успех обучения математике в определенной мере зависит от того, какие задачи, в какой последовательности и в каком количестве даются учащимся для работы на уроке и дома.

Поэтому при организации процесса обучения учащихся решению математических задач учитель в первую очередь сталкивается с необходимостью отбора задач, их упорядочивания, анализа тех умственных действий» которые должны будут выполнить учащиеся в процессе решения задач и т.д. Это требует проведения классификации задач, которая помогла бы учителю осуществить их отбор в соответствии с поставленной дидактической целью [4].

При этом важную роль играет выбор форм и методов, с помощью которых будет организована работа учащихся по решению задач. От этого выбора зависит, в частности, в какой мере в процессе решения учащимися задач будет реализован принцип развивающего обучения. Всё это делает проблемы отбора и классификации задач, совершенствования форм и методов работы с ними важными и актуальными.

Как показывает изучение, важный вклад в разработку различных вопросов, связанных с проблемой задач в обучении математике, внесли ученые-методисты Колягин Ю.М., Крупич В.И., Маркова А.К., Абылкасымова А.Е., Оспанов Т.К., Бидайбекова Е.Ы. и другие.

При закреплении изученного материала надо помнить о сознательном применении изученных законов, правил и понятий, целесообразно осуществлять закрепление знаний не только в виде упражнений, но и проводя демонстрации, фронтальные опросы, организуя наблюдения, подтверждающие изучаемые закономерности на ранее известном ученикам материале, проведение упражнений, требующих использование рациональных способов применения новых знаний, в том числе в комплекте с ранее усвоенными [5].

Повторение является особым видом учебной деятельности, которое заключается в периодическом возвращении к пройденному с целью закрепления и совершенствования ранее приобретенных знаний, умений и навыков. Правильно организованное повторение строится не только на работе памяти, но и на активной работе мышления.

Существенными условиями стимулирования познавательной деятельности учащихся при повторении являются: целенаправленность, правильный отбор материала, использование разнообразных методов и приемов работы, которые повышают самостоятельность учащихся, четкая организация, основанная на результатах проверки знаний и навыков, дающая возможность учитывать степень овладения материалом и уровень развития школьников. Поэтому следует усложнять задачи, содержание материала, методы и приемы повторения.

Различные диктанты, работа с карточками, устный счет, решение примеров и задач, составленных самими учениками, использование диафильмов и многие другие являются методами, помогающими стимулировать мыслительную деятельность и вызывать интерес учащихся. Необходимо также разнообразить методы и приемы работы, применять их в различных сочетаниях и соотношениях [6].

Повторение, если оно правильно проводится, играет значительную роль в закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков учащихся, в применении их к решению жизненно важных задач, в создании условий для более глубокого и прочного усвоения нового материала, в развитии познавательных способностей школьников.

Рассмотрим урок на тему: «Сложение и вычитание многозначных чисел» (повторение – 3 класс).

Приемы стимулирования: контроль и самоконтроль с применением обобщения, аналогии, сравнения и сопоставления, решение деформированных примеров.

I. Самостоятельная работа по таблице.

Проверка самостоятельной работы при помощи устных ответов на поставленные вопросы.

Сделайте устно

1. Сумму чисел 430 и 70 увеличить на 30

Сумму чисел «а» и «в» уменьшить на «с»

2. Найдите неизвестное вычитаемое

3455 – □ = 2400

3. Вычислить значения выражений удобным способом

278 · 10 – 165 · 10

3372 · 12 – 2252 · 12

Выполните письменно

1. Сложить и сделать проверку 2 кг 650 г + 5 кг 460 г =

2. Запишите уравнение и решите его:

«К какому числу надо прибавить 3405, чтобы получить 8652?

3. Выполните действия:

(2010 – 906) · 10

Подготовьте ответ (сделайте обобщение)

1. Что значит увеличить число «а» на «в» единиц?

2. Как найти неизвестное уменьшаемое по данной разности и известному вычитаемому?

3. Как изменится сумма, если первое слагаемое уменьшать на «в» единиц, а второе – оставить без изменения.

II. Решение примеров с комментированием:

1. 20100 – 6042 + 95043

2. 20 т – 9 т 750 кг

III. Устные упражнения.

1. Из двух городов, находящихся друг от друга на расстоянии 900 км, вышли навстречу друг другу два поезда. Один из них прошел до встречи 500 км. Сколько километров прошел до встречи другой поезд?

2. Сравним суммы, не произведя вычислений:

а) 133 + 67 + 56 + 44 + 38 и

56 + 33 + 67 + 44 + 133

б) 121 + 89 + 11 + 19 + 27 и

121 + 100 + 27 + 19

3. Что больше и на сколько?

а) 280 – 116 или 280 – 118

б) 540 – 80 или 600 + 80

в) 1485 – 700 или 1485 – 650

4. Вычислим:

а) 36 · 10 : 9 – 36

б) 196 + 14 : 3 · 7 : 10

Решение задачи самостоятельно.

В швейной мастерской было 240 м ситца. Когда сшили несколько платьев, расходуя на каждое платье по 3 м, то в мастерской осталось 90 м ситца. Сколько платьев сшили?

Проверка задачи. Вызванный ученик записывает буквенное выражение (240 – 90) : 3 и говорит ответ.

Самостоятельная работа.

I вариант.

1. Вычисли:

а) 12 кг 80 г – 2 кг 195 г + 11 кг 410 г

б) 300001 – 67803

2. Реши пример:

(174 + □) – 100 = 150

II вариант.

1. Вычисли:

а) 19 км 185 м – 13 км 784 м + 10 км 968 м

б) 910710 – 315969

2. Реши пример: □ – 6 · 9 = 32

Итог урока. Какая основная цель урока?

Разумеется, стимулирование познавательной деятельности должно начинаться в начале урока. Активность учащихся на последующих этапах урока во многом зависит от того, как организована их деятельность в начале урока, как сумеет учитель с первых же слов овладеть их вниманием, увлечь темой. И мы видим, как учитель разнообразными методами сумел на протяжении всего урока поддержать интерес детей к повторению изученного ранее материала. Умение стимулировать познавательную деятельность учащихся начальных классов, мобилизовать их творческие способности является важным из множества элементов, относящихся к педагогическому мастерству [7].

Стимуляция познавательной деятельности выражается в стремлении доказать, отстоять истину, в желании добыть знания из различных источников, в инициативности в выдвижении и решении познавательных задач, в пытливости ума, любознательности, в интересе к знаниям. Но ни одно из этих качеств не может возникнуть на основе требовательности учителя: каждое из них возвышается над ней.

Выводы

Изучая данную проблему на опыте работы учителей начальных классов города Шымкент мы увидели, что в ответ на возрастающие требования школы к личности учащихся начальных классов, к уровню их развития, наиболее прогрессивная часть педагогов предпринимает попытки оптимизировать учебно-воспитательный процесс посредством внедрения инновационных педагогических технологий. Поэтому немаловажная роль отводится учителям по существенному изменению как традиционных, так и интенсивных форм учебной деятельности, использование ими на уроках математики современных образовательных технологий, моделирующих сам творческий процесс и для развития творческой стороны интеллекта учащихся.


Библиографическая ссылка

Жунисбекова Ж.А., Такибаева Г.А., Рустемова К.Ж., Жунисбекова Д.А., Ауелова К.Е., Есипов В.В. МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ПОВТОРЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-1. – С. 16-20;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6399 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674