Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки, рационального размещения и использования среднего медицинского персонала, как самой объемной составляющей кадрового ресурса здравоохранения.
Главная задача дополнительного профессионального образования – обеспечить подготовку медицинских кадров в зависимости от потребностей населения и учреждений здравоохранения, а также гарантировать высокую квалификацию и компетентность медицинского персонала в решении профессиональных задач.
Актуальность работы заключается в изучении применения дистанционных образовательных технологий в деятельности по дополнительной образовательной программе, учитывая новые требования Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 – Ф 3 «Об образовании в российской Федерации». Также рассматриваются перспективы развития дистанционного обучения медицинских и фармацевтических работников среднего звена на базе отдела дополнительного профессионального образования ГБОУ СПО РС (Я) «Якутский медицинский колледж».
Дистанционное обучение (ДО) занимает немаловажную роль в современной системе дополнитель ного профессионального образования. Внедрение дистанционных образовательных технологий решает проблему эффективности ДО и обеспечивает:
1. Условия для реализации принципов дополнительного профессионального образования в полном объеме и непрерывно.
2. Связь медицинских учреждений министерства здравоохранения РС (Я) с Якутским медицинским колледжем (ОДПО ГБОУ СПО РС (Я) «ЯМК»).
3. Непрерывное повышение квалификации медицинских работников среднего звена (медицинских сестер, фельдшеров, акушерок и других специалистов).
В нашем колледже создана необходимая учебно-методическая база на основе электронных обучающих систем, в которой входят электронные тематические лекции, видеоролики обзорные лекции, контролирующие материалы по специальностям «Акушерское дело», «Сестринское дело», «Лечебное дело» и «Лабораторная диагностика» и другие.
В настоящее время в нашей республике медицинские работники повышение квалификации проходят с применением дистанционного обучения, особенно в арктических и северных районах Республики Саха (Якутия). Так, например в 2014 году дистанционное обучение проводилось со слушателями в Абыйском, Аллаиховском, Анабарском, Ленском, Мирнинском, Олекминском, Таттинском и других районах.
Итоги квалификационных экзаменов с целью выдачи сертификата специалиста и анкетирование слушателей проведенных циклов показали эффективность проведения дистанционного обучения, особенно для медицинских работников крайнего Севера.
Примерные дополнительные профессиональные программы (ДПП) медицинского и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются Министерством здравоохранения, что обеспечивает единые подходы к диагностике, лечению, медицинской реабилитации и профилактике заболеваний, оказанию высокотехнологичных видов медицинской помощи, учитывая применение дистанционного обучения.
Департамент Государственной политики в сфере подготовки кадров и ДПО в письме от 09.10. 2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» направило разъяснение об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования.
Согласно положениям этого письма возможно применение электронного обучения и дист анционных образовательных технологий (ДОТ) в образовательных организациях дополнительного профессионального образования. Поэтому ОДПО ГБОУ СПО РС (Я) «Якутский медицинский колледж» вправе применять дистанционное обучение в связи с отдаленностью расстояний между населенными пунктами Республики Саха (Якутия).
Новый закон об образовании предусматривает возможность одновременного освоения нескольких дополнительных образовательных программ, а также учитывает имеющееся образование, квалификацию, опыта практической деятельности. Такой подход позволяет сократить время отрыва от работы, семьи, способствует получению смежной специальности, а для студентов медицинского колледжа, кроме диплома ещё и сертификат специалиста.
Формы обучения и сроки освоения ДПП определяются образовательной программой и (или) договором об образовании (часть 13 статья 76). Объем освоения ДПП установлен порядком для программ повышения квалификации, срок освоения не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.
Федеральный закон предусматривает использование сетевой формы реализации образовательных программ, применение электронного обучения и дистанционные образовательные программы. Таким образом, для медицинских колледжей имеется возможность организовать и реализовать последипломную подготовку более доступной и экономически эффективной для медицинских работников. Это очень важно для Республики Саха (Якутия), где очень обширная территория, сложная транспортная схема. Новый Федеральный Закон об образовании № 273 – Ф3 дает право образовательным учреждениям самостоятельно устанавливать виды и формы внутренней оценки качества реализации образовательных программ ДПП.
Федеральный закон определяет, что документ о повышении квалификации подтверждает повышение и присвоение квалификации по результатам ДПО по результатам дистанционного обучения.
Таким образом, применение дистанционных образовательных технологий дает нам возможности дальнейшему развитию последипломной профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических работников среднего звена на базе ОПДО ГБОУ СПО РС (Я) «Якутский медицинский колледж» путем проведения дистанционного обучения, чтобы обеспечить учреждений здравоохранения Республики Саха (Якутия) высококвалифицированными кадрами со средним медицинским образованием.
Библиографическая ссылка
Гагарин В.И., Алексеев Д.А., Семенова Л.В. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОТДЕЛЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГБОУ СПО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) «ЯКУТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-2. – С. 134-135;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6463 (дата обращения: 21.12.2024).