В статье представлены результаты исследования телевизионных каналов на предмет выявления частоты и продолжительности потенциально криминогенных дефиниций за временной период апрель – май 2014 года. Посредством контент-анализа в новостных программах выявлялись следующие дефиниции СМИ: роскошный образ жизни; разжигание ксенофобии (образ «чужого» и негативного отношения к инородцам); случаи уклонения от наказания, безнаказанного нарушения законов; демонстрация жестокости и насилия; информирование о способах / методах совершения противоправных действий. Установлено, что за период исследования, встречаемость в новостных телевизионных передачах, выбранных в рамках заявленной темы криминогенных дефиниций СМИ, достоверно повышается с первого по последний день исследования.
Резкое возрастающее воздействие информационных процессов на социальный прогресс все острее ставит проблему научного исследования такого сложного и многообразного социального феномена, как средства массовой информации (СМИ).
Необходимость анализа содержательного наполнения СМИ, закономерных взаимосвязей СМИ и личности обусловлена опасной возрастающей тенденцией криминогенного воздействия СМИ в современном мире и трансформацией в одну из глобальных проблем. Неутешительные прогнозы ученых на XXI век относят деструктивные манипуляции человеком, общественным мнением и массовым сознанием наряду с национальными конфликтами, экологическими катастрофами и демографическими бедствиями к мировым проблемам третьего тысячелетия [3]. Яркой иллюстрацией данного тезиса является нападение на редакцию сатирического журнала во Франции 7 января 2015 года [2].
Изучение и анализ литературы по рассматриваемой проблематике показал, что вопросы криминогенного воздействия СМИ на социально-психологические характеристики личности изучены недостаточно. Исследований, как по Мурманской области, так и по Российской Федерации, на заявленную тему нет. Следовательно, вопрос о личностных особенностях людей, восприимчивых к различным дефинициям СМИ, требует длительного и детального изучения взаимодействий личности и СМИ.
В статье раскрывается один из аспектов исследования возможных закономерностей и взаимосвязей в системе «СМИ – человек с социально-желательными установками – правонарушение», предпринятого автором в рамках диссертационного исследования. Основное внимание уделено результатам контент-анализа СМИ.
На основе научных литературных данных и теоретической модели последствий криминогенного воздействия СМИ на личность была выдвинута начальная гипотеза: контент (дефиниции) СМИ способен оказывать существенное влияние на эмоциональную, мотивационную, когнитивную сферы личности, определяя тем самым криминогенную или антикриминогенную направленность поведенческой сферы личности.
Целью данного исследования являлись анализ содержательного наполнения (контента) СМИ потенциально криминогенными дефинициями и социально-психологических характеристик личности, восприимчивым к таким дефинициям.
Материалы и методы исследования. Контент-анализ [5] информационных сообщений новостных агентств СМИ на предмет выявления частоты и продолжительности потенциально криминогенных дефиниций. Проводился с учётом социально-политических и исторических тенденций (апрель – май 2014 г.). При этом в большей степени оценивались дефиниции телевидения и Интернета, т. к. по результатам статистической обработки результатов настоящего исследования 85 % информации население получает именно из этих источников. Произвольно выявлялось содержание в новостных программах трёх российских телеканалов («Первый канал», «Россия 24», «Россия») и интернет-сайтов следующих дефиниций СМИ: роскошный образ жизни; разжигание ксенофобии (образ «чужого» и негативного отношения к инородцам); случаи уклонения от наказания, безнаказанного нарушения законов; демонстрация жестокости и насилия; информирование о способах / методах совершения противоправных действий.
Содержание дефиниции предполагало периодичность и продолжительность полученной информации: интервальная(-ый) (программа выходит в определённый период / месяц / день); тематическая (выходит по случаю); частотный (выходит периодически несколько раз в сутки / неделю).
Вид дефиниции указывает на потенциальную целевую аудиторию конкретной информации: чисто информационный; информационный с комментариями; информационно-аналитический; аналитический; «рассуждение на тему».
Дифференциация по стилю дефиниции: научный; иронический; возмущённый; агрессивный.
Наличие ключевых фигур предполагает смещение акцента / показательного примера на конкретной личности / стране / власти / герое / персонаже и т. д.
Важность представлял анализ наличия прогноза и потенциальной программы решения какой-либо личной проблемы в СМИ и эмоциональный фон подачи информации.
Анкетирование 406 человек с социально-одобряемыми установками и поведением в возрасте от 14 до 60 лет, проведённое по авторской методике по выявлению интереса, мотивов обращений целевой аудитории к СМИ, биоритмики восприятия информации, мнения об основных направлениях и тематиках и т.д.
Результаты исследования и их обсуждение
По результатам контент-анализа СМИ, представленного в таблице 1, за указанный период выявлены следующие тенденции:
– наибольшее количество информации наблюдалось по дефинициям – роскошная жизнь, разжигание ксенофобии с интервальной и тематической периодичностью (φ* э=3,90 > φ* кр=2,25; р ≤ 0,01);
– информация с прогнозом и потенциальным руководством к действию по решению проблемы наблюдается при трансляции всех дефиниций, кроме тем о насилии и жестокости (φ*э=5,01 > φ*кр=2,22, р ≤ 0,01);
– преобладающий эмоциональный фон – негативный при трансляции всех дефиниций, кроме тем о роскошной жизни, сопровождающиеся преимущественно нейтральным эмоциональным фоном;
– во временном промежутке (апрель – май 2014 года) наблюдалась тенденция смены вида и продолжительности демонстрации указанных дефиниций, в частности, чисто информационное и информационно-аналитическое изложение интересующих дефиниций с конца февраля 2014 г. резко сменяется насыщением СМИ информацией с комментариями и «рассуждением на тему» (χr2э=11,18 > χr2кр=9,21; р ≤ 0,01), что коррелирует с резко возросшей потребностью всех целевых аудиторий в полной и достоверной информации по спортивным мировым событиям в Сочи и социально-политическим событиям на Украине (r = 0,56). Доля всех указанных дефиниций, кроме тем о роскошной жизни, значительно увеличилась с 28 % до 64 % в указанный период. Это положительно коррелирует и с продолжительностью их трансляции на 30 % (r = 0,41);
– отмечается резкая тенденция смены стиля демонстрации указанных дефиниций, в частности, научный стиль изложения в период проведения контент-анализа СМИ сменился на возмущённый, а к маю – агрессивный (χr2э=15,08 > χr2кр=9,21; р ≤ 0,01). Очевидно, что в большей степени эта тенденция связана с преобладанием во всех СМИ освещения событий на Украине.
Контент-анализ новостных передач ТВ за период апрель-май 2014 г.
Дефиниции |
|||||
Роскошный образ жизни и глмур |
Разжигание ксенофобии (образ «чужого» и негативного отношения к инородцам) |
Случаи уклонения от наказания, безнаказанного нарушения законов |
Демонстрация жестокости и насилия |
Информирование о способах / методах совершения противоправных действий |
|
Частота / сутки |
2–3 раза |
4–5 раз |
1–2 раза |
1–2 раза |
1 раз |
Продолжительность в сутки / минут |
15–30 |
60 |
10–15 |
5–10 |
5 |
Вид дефиниции |
Тематическое «рассуждение на тему» |
Информационный с комментариями |
Информационно-аналитический, с комментариями |
Информационный с комментариями |
Информационно-аналитический, с комментариями |
Стиль изложения |
ироничный |
научный |
научный |
научный |
научный / ироничный |
Наличие решений /прогноза |
есть |
есть |
есть |
нет |
есть |
Наличие ключевых фигур |
представители шоу-бизнеса |
страна |
политик / показательный пример |
страна / показательный пример |
показательный пример |
Эмоциональный фон изложения |
нейтральный |
негативный с элементами агрессии |
негативный |
негативный с возмущением |
негативный / нейтральный |
Полученные результаты хорошо согласуются с данными, собранными с помощью анкетирования.
В связи с тем, что в период проведения исследования все мировое сообщество было приковано как к Олимпиаде, так и событиям на Украине, в рецептивную авторскую методику были включены 4 контент – вопроса по важным мировым событиям – Олимпиада и Параолимпиада в городе Сочи, события на Украине:
1. Насколько важно для Вас объективное освещение в СМИ событий на Украине?
2. Какие мысли вызывают у Вас события на Украине?
3. Насколько значимо, по Вашему мнению, проведение олимпиады и параолимпиады «Сочи-2014»?
4. Какие эмоции Вы испытывали, когда следили за олимпийскими состязаниями «Сочи–2014»?
Выявлено, что для большинства респондентов было чрезвычайно значимо достоверное освещение событий на Украине и Олимпийских игр Сочи-2014 (84 и 77 % соответственно). Почти половина респондентов, интересующихся событиями на Украине, выразили эмпатию к пострадавшим мирным жителям (46 %). Гордость и радость за страну выразили 84 % респондентов, интересующихся спортивными состязаниями в Сочи-2014. Большинство респондентов указывали на роль СМИ в эффекте неожиданности победных результатов Российской сборной на Олимпиаде в городе Сочи. Это резко отразилось на проявлении патриотизма и возросшей гордости за страну и причастности к происходящим событиям. Выявлено, что примерно 8 % респондентов агрессивно реагировали на подготовку и освещение значимости олимпиады «Сочи-2014». Показательно, что после освещения СМИ достижений Российской сборной лишь 1 % респондентов проявлял устойчивую агрессивность по поводу спортивного мирового события.
Применительно к вопросам относительно событий на Украине отмечена следующая тенденция: изначально 2 % респондентов проявляли агрессию в отношении освещения в СМИ событий на Украине. Однако на вопрос об эмоциях, которые вызывают события на Украине, уже 17 % респондентов выразили агрессию в адрес событий, происходящих на Украине. Очевидно, увеличение доли агрессивно настроенных людей связано с восприятием информации в СМИ как недостоверной, т.к. это коррелирует с ответами на вопрос о доверии респондентов к достоверности информации (r = 0,61). Также повышение агрессии может быть связано с увеличением доли в СМИ освещения трагичных событий на Украине, разжигания межнациональной и межконтинентальной конфронтации, ксенофобских настроений и т.д.
Однако большинство испытуемых, средний возраст которых 31 год, в указанный период исследования демонстрируют тенденцию увеличения доверия к достоверности СМИ, в большей степени это касается телевидения (χr2э=16,22 > χr2кр=9,21; р ≤ 0,01), что коррелирует с мнением о повышении освещения в СМИ национальной неприязни, повышения всеобщей агрессии, провокации на противоправные действия, повышения преступности и усугублении вреда СМИ в целом для психики (r = 0,68).
Таким образом, контент-анализ СМИ показал: за период исследования, встречаемость в новостных телевизионных передачах, выбранных в рамках заявленной темы криминогенных дефиниций СМИ, достоверно повышается с первого по последний день исследования.
Обобщая результаты исследования, можно говорить о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, – контент (дефиниции) СМИ способен оказывать существенное влияние на эмоциональную, мотивационную, когнитивную сферы личности, определяя тем самым криминогенную или антикриминогенную направленность поведенческой сферы личности.
В заключение отметим, что злоупотребления со стороны современных СМИ подобными методами наносят ущерб ценностно-нравственной системе всего общества, оказывают выраженное криминогенное воздействие на индивидуальное и массовое сознание и тем самым опосредованно влияют на уровень антикриминогенного общественного потенциала [1]. Как правильно отмечают В.В. Аванесян и И.А. Панфилов, для эффективной стратегии профилактики правонарушений в XXI веке необходима комплексная междисциплинарная разработка данной проблемы [4].
Библиографическая ссылка
Анхимова Р.В. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ) НА ЛИЧНОСТЬ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-2. – С. 142-145;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6470 (дата обращения: 21.12.2024).