Основой данного учебного пособия являются лекции по терапии с первичной медико-санитарной помощью объёмом 86 теоретических часов (43 лекции), читанные А.П. Вязьминым в 2007–2009 годах студентам Бугульминского медицинского училища специальности 060101 – «Лечебное дело» (фельдшера-лечебники повышенного уровня с четырёхлетним сроком обучения на базе полного среднего образования) по программе, утверждённой ВУНМЦ министерства здравоохранения Российской Федерации в 2003 году. Также использовались студенческие записи и раздаточный материал для доклинических практических занятий по терапии, проведённые автором в объёме 82 часов, которые, кроме своего основного назначения, несли и семинарские функции. Сверх названной программы представлены болезни пищевода, хроническая обструктивная болезнь лёгких, лимфогрануломатоз, эритремия, болезнь Бехтерева, новая номенклатура лечебных диет (столов).
Лекционно-семинарский метод, непредусмотренный в среднем медицинском образовании, но применяемый автором в Бугульминско медицинском училище с 1971 года, в комплексе с тестово-программированным контролем, безмашинным и машинным (с 1997 года компьютерным), составляет известную его специальную систему подготовки фельдшеров-лечебников по предметам терапевтического профиля (пропедевтика внутренних болезней, терапия, фтизиатрия, синдромная патология, витаминная недостаточность). Развитие и совершенствование этой системы отражены в ряде работ А.П. Вязьмина, опубликованных в журналах «Фельдшер и акушерка», «Медицинская сестра» и в «Специалист» (№ 8 за 1999 год, № 11 за 2002 год, № 1 за 2005 год). Сущность и методика системы неоднократно докладывались на заседаниях методических советов министерств здравоохранения ТАССР и РСФСР, проблемной комиссии по терапии МЗ СССР, на авторских семинарах А.П. Вязьмина в 1993, 1994, 1996 гг., на впервые в стране проведённых открытых государственных экзаменах (ИГА) в 1992, 1993 и в 1999 гг., в которых участвовали свыше 30 преподавателей, в основном терапии, из 13 республик и областей России.
В данном учебном пособии сохранён лекционный стиль изложения, который, в отличие от типовых учебников, позволяет раскрывать многочисленные причинно-следственные связи в сложных физиологических и патофизиологических процессах, постоянно идущих в организме здорового и больного человека, позволяет подробнее останавливаться на труднопонимаемых вопросах курса внутренних болезней, эффективно реализовывая многие, годами накопленные, педагогические находки, предотвращая у студентов их типичные ошибки. Именно на лекциях у студентов закладывается основа клинического мышления, склонности к учебно-исследовательской работе. Один лишь просмотр страниц данного учебного пособия заставляет чётко представлять, как с течением времени у слушателей лекций А.П. Вязьмина неизбежно повышается интерес к избранной профессии, как они приобщаются к неоднополярности мышления, как между ними и лектором возникает и укрепляется незримая профессионально-духовная связь. Этому также способствуют тематически обоснованные личные воспоминания автора из своей врачебно-педагогической практики. Ряд случаев и вопросов, мыслей и впечатлений, относящихся к развитию здравоохранения в стране и в своей республике, автор приводит под рубрикой «Информация для размышления».
Уникальной особенностью учебного пособия являются извлечения из анатомии, физиологии и пропедевтики внутренних болезней, специально написанные автором для сознательного изучения каждого раздела программы терапии. Необходимость их диктуется растущей слабостью выживаемости студенческих знаний общемедицинских предметов, изучаемых на первых курсах. Кроме того, в последние десятилетия во всех медицинских учебных заведениях страны наблюдается снижение внимания к изучению фундаментальных наук – анатомии, физиологии, биологии, общей патологии, что выражается в постепенном сокращении учебного времени для них, в снижении статуса итоговой аттестации по этим предметам, уменьшении материальных средств, выделяемых для оснащения соответствующих кафедр и кабинетов.
Вводная тема «Этапы развития терапии как науки. Отечественные учёные» в учебном пособии представлена в виде подробного исторического очерка, включающего, кроме того, сведения о становлении казанской школы внутренней медицины. В лекциях приведено много исторических фактов о процессах открытия и изучения той или иной болезни, синдрома, метода исследования или лечения, об условиях возникновения важных научных концепций, что облегчает познавание, повышает интерес к предмету. Приведено немало сведений, утверждающих приоритеты русских и отечественных учёных; высказаны ряд авторских сомнений в адресной обоснованности отдельных случаев присуждения или, наоборот, неприсуждения международных нобелевских премий (например, с. 49–50, 248, 534, 536).
Каждой нозологической форме заболеваний, приведённой на русском и латинском языках, даны специальные краткие определения, просто и вполне научно отражающие их суть и отличия. Все клинические термины и иностранные слова объяснены и расшифрованы. Даны краткие сведения об иностранных и отечественных учёных и практиках, именем которых названы отдельные симптомы, методики, теории. Указаны литературные источники.
В данном, втором, издании пособия учтены все весьма ценные замечания и предложения доктора медицинских наук, профессора, заведующего кафедрой пропедевтики внутренних болезней Казанского государственного медицинского университета В.Н. Ослопова, высказанные им в рецензии на страницах «Казанского медицинского журнала» в № 2 за 2013 год (с. 286–288). Рецензент высоко оценил первое издание пособия, заявив: «Таким образом, изданные конспекты лекций А.П. Вязьмина в целом заслуживают одобрения, читаются легко и, несомненно, полезны для обучения терапии в медицинских училищах и колледжах. Во многом эти же конспекты могут быть использованы и студентами медицинских вузов»
Пособие содержит 55 рисунков, 9 учебных таблиц. Почти все они авторского происхождения, много лет применяюшиеся. Среди представленных двадцати рентгенограмм, выполненных и диагностированных автором в годы работы рентгенологом в Мамадышской районной больнице ТАССР, имеются несколько уникальных случаев (рис. 36, 37, 38, 50).
В заключении (с. 596, 597) автор обращает внимание читателей на традиционно существующие острые проблемы в среднем медицинском образовании страны, касающиеся учебников и врачебно-педагогических кадров, и выражает надежду, что наше пособие в какой-то степени облегчит учебный труд студентов-медиков, повысит эффективность деятельности преподавателей.
Последний раздел (с. 598–607) – автобиографическая информация «Кратко о себе» – содержит сформулированный перечень ключевых моментов из всей жизни автора, однако они только названы и лишь приоткрыты, они явно нуждаются в подробном изложении. Как бы предвосхищая такую реакцию, автор сообщает, что сейчас «В свободное и благоприятное время продолжаю работу над книгой воспоминаний, она должна состоять из трёх частей, каждая из которых уже получила своё название». Автор, Вязьмин Анатолий Павлович, заслуженный врач ТАССР, заслуженный учитель РСФСР, отличник здравоохранения СССР, профессор РАЕ, имеет правительственные награды, ряд общественных дипломов и званий. Полвека он проработал преподавателем внутренних болезней в Бугульминском медицинском училище, из них 42 года его директором.
Библиографическая ссылка
Вязьмин А.П. ТЕРАПИЯ С ИЗВЛЕЧЕНИЯМИ ИЗ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ И ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ (КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-2. – С. 186-187;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6502 (дата обращения: 30.12.2024).