Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ: РЕСУРСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)

Ильясов Д.Ф. 1 Кеспиков В.Н. 1 СеврюковаА.А. 1 Кудинов В.В. 1 Селиванова Е.А. 1 Андреева Н.Ю. 1
1 ГБОУ ДПО ЧИППКРО

Необходимость данного учебного пособия обусловлена модернизацией отечественной школы. Этот процесс подразумевает формирование модели образования, отвечающей вызовам XXI века. Модернизация образования – это политическая и общенациональная задача, решение которой должно обеспечить достижение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ориентирует учителей на совершенствование средств, методов взаимодействия со школьниками, на реализацию инновационных проектов и программ. Это означает то, что сегодня для педагогической науки и практики становится приоритетной проблема отбора технологий, с которыми связывают ожидания достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Однако практика показывает, что педагоги испытывают трудности в преодолении сложившихся стереотипов организации урока и внеурочной деятельности, часто полагают, что современные образовательные и информационные технологии могут полностью заменить традиционную методику преподавания. Также новые представления, новые взгляды и ракурсы рассмотрения существующих образовательных технологий в педагогическом процессе оказываются вне поля зрения учителей.

Авторы склонны полагать, что данная книга будет серьезной методической поддержкой инновационной активности учителей. Учебное пособие предназначено, прежде всего, для организации занятий по педагогике и психологии, современным образовательным технологиям в рамках курсовой подготовки в учреждениях дополнительного профессионально-педагогического образования. Оно может также эффективно использоваться в ходе межкурсового повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций. При его составлении авторы постарались учесть особенности работы со взрослыми обучающимися и отразить это в отборе содержания учебного пособия в соответствии с положениями андрагогики.

Основной целью данного пособия, являющегося завершающим в серии четырех томов о психолого-педагогическом обеспечении профессиональной деятельности учителя, является знакомство педагога с потенциалом образовательных технологий. Предлагаемое учебное пособие выдержано в едином теоретическом ключе. Оно состоит из четырех частей, которые филигранно и поэтапно раскрывают особенности использования образовательных технологий в деятельности учителя.

В первой части данного пособия рассматриваются образовательные технологии в целостном педагогическом процессе. Здесь непосредственно описываются становление технологического подхода в образовании, использование образовательных технологий в динамических процессах обучения и воспитания современной школы. Такой исторический экскурс позволяет осознать логику развития технологий в образовании, увидеть реальное их состояние и перспективу дальнейшего развития. Также даются базовые определения, связанные с образовательными технологиями, разводятся понятия педагогической и образовательной технологий. В результате ознакомления с первой частью учитель осознаёт, что образовательная технология подчеркивает возрастание роли самого обучающегося, его активную позицию, развитие самостоятельности и субъектности ученика.

Во второй части представлен очень важный вопрос, касающийся практической значимости образовательных технологий, которые являются, по сути, инструментом достижения современного качества общего образования. Учитель знакомится с многообразием существующих на данный момент образовательных технологий и спецификой их применения в начальной, основной и средней школе. Основная идея данной части заключается в том, что применение той или иной технологии должно детерминироваться возрастными психологическими особенностями ученика. Бездумное и формальное использование образовательной технологии, не учитывающей контекста ситуации, возраста ребёнка, его личностных черт, характерологических особенностей самого учителя, вряд ли не повысит качество образования школьника. В худшем случае это приведёт к снижению познавательной активности, демотивации процесса познания и нарушению коммуникации обучающегося.

После ознакомления с теоретическими аспектами технологического подхода, необходимо обратиться к проблеме осознанного применения образовательных технологий. Поэтому логическим продолжением является третья часть, касающаяся деятельностного освоения учителем образовательных технологий. Действительно, часто у педагогов возникают трудности, связанные с выбором образовательной технологии, «встраиванием» ее в реальный учебно-воспитательный процесс. В первую очередь поднимается вопрос самопроектирования в профессиональной деятельности учителя. Когда мы говорим о необходимости развития самостоятельной деятельности учащегося, то подразумеваем и формирование независимости действий учителя. Самостоятельное проектирование педагогической деятельности – важный элемент самореализации педагога. Научиться планировать свою работу, свою личную жизнь – значит получить возможность управлять происходящими вокруг событиями, а не быть их пассивным созерцателем. Значимым результатом самопроектирования деятельности учителя является школьный урок во всем многообразии его современных вариаций, представленных в данной части пособия. Систематическое, грамотное и обоснованное применение образовательных технологий приводит к формированию индивидуальной методической системы учителя, к особому профессиональному почерку.

Вместе с тем учителю важно понимать, что не всегда применение образовательных технологий позволит гарантированно получить ожидаемый результат. Существует масса факторов, которые одновременно воздействуют на личность ученика и могут либо усилить эффект от применения той или иной образовательной технологии, либо полностью его нивелировать. В связи с этим педагогу необходимо уметь отслеживать результативность применения технологий и устанавливать взаимосвязи между их использованием и достижениями ученика. Поэтому в четвертой завершающей части пособия освещается исследование влияния образовательных технологий на достижение современного качества общего образования. В частности, раскрываются возможности психолого-педагогической диагностики в изучении влияния образовательных технологий на достижение образовательных результатов обучающимися. Учитель овладевает комплексом методик диагностики сформированности у школьников универсальных учебных действий и также открывает для себя методы математической статистики для объективных выводов о качестве своей работы.

Таким образом, идея данного пособия заключается в раскрытии ресурсных возможностей образовательных технологий, которые позволят значительно улучшить работу учителя при их грамотном применении. Авторы пособия хотят ориентировать современного творческого учителя на необходимость использования образовательных технологий в педагогической деятельности. Только самостоятельный и осмысленный подход к своей профессиональной деятельности и педагогическому саморазвитию является важным аспектом личностной самореализации. Знакомство с образовательными технологиями, их освоение и применение лишь ускоряют этот процесс.


Библиографическая ссылка

Ильясов Д.Ф., Кеспиков В.Н., СеврюковаА.А., Кудинов В.В., Селиванова Е.А., Андреева Н.Ю. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ: РЕСУРСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-2. – С. 204-206;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6519 (дата обращения: 21.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674