Учебное пособие «Методология психолого-педагогических исследований» написано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначено для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлению 540600 «Педагогика» (квалификация – Магистр педагогики) и по направлению 050700.68 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация – Магистр). Дисциплина включена в базовую часть Федерального компонента.
Цель данного учебного пособия заключается в предоставлении студентам, обучающихся по магистерским программам по направлению 540600 «Педагогика» (квалификация – Магистр педагогики) и по направлению 050700.68 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация – Магистр), специализированного адекватного уровню магистранта учебного пособия, раскрывающего основы психолого-педагогических исследований.
Результаты. В учебном пособии рассматриваются теоретические, методологические и практические вопросы организации и проведения психолого-педагогических исследований.
Пособие может быть полезно как для преподавателей данных дисциплин, так и все тех, кто в силу своей профессии осуществляет психолого-педагогические исследования.
Новизна. Учебное пособие для студентов вузов (магистры) «Методология психолого-педагогических исследований» представляет собой систематизированное и последовательное изложение теоретических и практических основ психолого-педагогических исследований и включает в себя следующие структурные элементы:
Введение. Исследователь как субъект творческой деятельности
Глава 1. Понятийный аппарат психолого-педагогического исследования
1.1. Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни: понятия «индивид», «индивидуальность», «личность», «социализация». Периодизация развития личности
1.2. Соотношение понятий «норма», «девиация», «патология», «дефект», «структура дефекта», «компенсация», «творчество»
1.3. Понятия «психолого-педагогический диагноз», «психолого-педагогический прогноз». Вероятностный и условно-вариантный прогноз
Глава 2. Сущность психолого-педагогических исследований
2.1. Объекты методологии в педагогике и психологии (картина мира, парадигмы, подходы, принципы).
2.2. Методологические подходы к исследованию личности в контексте психолого-педагогического научного знания
2.3. Этапы психолого-педагогического исследования
Глава 3. Общие основания психолого-педагогического исследования
3.1. Методы психолого-педагогического исследования: тесты, опросники, наблюдение, беседа, интервью, диалог, слушание
3.2. Принципы и правила психолого-педагогического исследования
3.3. Построение психолого-педагогического исследования
Глава 4. Актуальные частно-научные аспекты проведения психолого-педагогических исследований
4.1. Психолого-педагогическое исследование при консультировании и психокоррекции
4.2. Специфика проведения психолого-педагогических исследований детей и подростков при обследовании в ПМКС (Психолого-медико-педагогической консультации)
4.3. Особенности психолого-педагогической коррекционной работы
Глава 5. Практические аспекты психолого-педагогического исследования
5.1. Мышление. Нарушения развития мышления и задержка психического развития (ЗПР) – определения понятий, специфика диагностики.
5.2. Темперамент: понятие, виды темперамент
5.3. Акцентуации. Эмоциональные нарушения и нарушения поведения. Отличие акцентуаций от психопатий
Библиография
Приложение
Значение. Реформирование постсоветского российского общества инициировало формирование новых социальных институтов и, как следствие, создание новых возможностей. Это обстоятельство и определяет специфику институализации и эволюции реформаторских социальных сил.
Поскольку ментальный порядок является определяющим в селекционном механизме институционализации новых общественных отношений, индивидуализированный уровень при формировании квалифицированного специалиста, способного проводить адекватные психолого-педагогические исследования будет определяющим.
Однако для этого при подготовке специалистов, особенно более высокого уровня (магистрантов) должны использоваться качественные учебные пособия, не только предоставляющие систематизированное изложение теоретического, методологического и практического материала, в данном случае по организации и проведению психолого-педагогических исследований, но и формирующие у будущих профессионалов определенные социокультурные установки.
Подтверждение признания. Рекомендовано Российской Академией Естествознания в качестве учебного пособия для студентов вузов.
Библиографическая ссылка
Колесникова Г.И. МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ (МАГИСТРЫ)) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-2. – С. 206-207;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6520 (дата обращения: 21.12.2024).