Жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов.
Б. Вул
Инновационное управление предприятием представляет собой уникальную сферу деятельности: здесь используются и взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных и прикладных наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и тактика. Само развитие становится возможным благодаря гению человеческой мысли, накоплениям капитала и высококачественному производительному труду. Но в то же время развитие, будучи нацелено на благо человека, обогащает труд и человеческую мысль, расширяет возможности накопления капитала благодаря повышению производительности и качества труда и создает тем самым условия для нового этапа развития, обеспечивая его непрерывность.
Оригинальные, по-новому сформулированные мысли именно потому новы, что отклоняются от укоренившихся привычек, застывших традиций – от привычной практики. Такое сопротивление, зачастую даже враждебную реакцию, которыми среда нередко встречает новую мысль, следует считать объективным фактором. Следовательно, спутником инновации всегда будет конфликт.
Внедрение нового продукта, технологии или услуги чаще всего означает для индивида необходимость отказаться от привычного, старого, влечет за собой изменения в условиях производства, в потребительской сфере, привычках и сформировавшихся общественных связях. Следовательно, даже в случае успеха инновации сопровождаются конфликтами – ведь она заставляет приспосабливаться к новому.
В производственной сфере появление новой идеи зачастую ведет к обесценению труда не только отдельных лиц, но и целых групп. Кроме зависти, выступающей на примитивном уровне, или опасений престижного характера, выступающих на более высоком уровне, причиной конфликта между новатором и его коллегами и администрацией может быть приверженность к прежним ценностям, консерватизм. Возможной причиной конфликта может быть и такая система мотивации и заинтересованности, в которой выгода для новатора образуется в ущерб (действительный или надуманный) интересам структурного подразделения или всей организации.
В организации, берущейся за радикальные изменения, периодически возникают состояния неопределенности, напряженности, стрессов. Инновация подрывает равновесие, тогда как организация пытается сохранить статус-кво. Риск неудачи или полууспеха велик, но существует и такая вероятность, что под воздействием безуспешной или слишком успешной инновации из-за реакции окружения организация попадает «в немилость» и становится проблематичным сохранение ее прежних руководителей на своих местах.
Именно из-за традиционно негативного восприятия конфликтов общественный климат, порождаемый инновациями, не благоприятствует распространению инновационной деятельности, даже безусловно обоснованной с экономической точки зрения, и зачастую тормозит ее. Это явление можно назвать инновационной недееспособностью (инерцией) общества (организации).
В условиях инновационных конфликтов, возникающих в процессах развития организаций, резко возрастает роль менеджера, а его личность, способности, квалификация и профессиональные умения фактически определяют судьбу компании.
Цель данного учебника – обобщить достижения мировой и отечественной науки и практики управления конфликтами, возникающими в процессах инновационного развития организаций, обучить навыкам конструктивного разрешения инновационных конфликтов и эффективного поведения в конфликтных ситуациях.
Предметом учебника «Инновации и организационные конфликты» являются принципы и методы управления конфликтами, возникающими в процессах развития отдельных организаций и объединений, связанных с созданием новых потребительских ценностей; освоением их производства; распространением и использованием; введением в хозяйственный оборот и коммерциализацией.
Учебник содержит систематизированное изложение методологических, организационных и технологических основ управления инновационными конфликтами, возникающими в процессах развития организаций. Обосновано, что внедрение инноваций всегда порождает конфликты, которые требуют разрешения. Исследованы природа и сущность инновационных конфликтов, варианты решения наиболее распространенных конфликтов в организации. Особый акцент сделан на технологиях урегулирования конфликтов руководителем. Учебник позволит узнать основные этапы развития инновационного конфликта; овладеть важнейшими понятиями и терминами конфликтологии; изучить специфику возникновения и развития инновационных конфликтов; ознакомиться с возможностями применения на практике теоретических знаний по урегулированию конфликтов.
Изучение учебника «Инновации и организационные конфликты» позволит приобрести практические навыки разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций, а также ответить на четыре основных вопроса:
– как распознавать истинные причины возникновения инновационных конфликтов;
– как научиться предупреждать появление инновационных конфликтов:
– как правильно вести себя с конфликтующими сторонами;
– как научиться управлять инновационными конфликтами и разрешать их на взаимовыгодной основе.
Предлагаемый учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 – «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр») и 080200 – «Менеджмент» (квалификация (степень) «магистр»).
Учебник состоит из шести глав. В первой главе анализируется место и роль инноваций в процессах развития организаций, обосновывается тезис о том, что внедрение инноваций в организации всегда порождает конфликты, которые, в свою очередь, требуют разрешения. Во второй главе раскрываются природа и сущность конфликтов, история развития вопроса о роли конфликта в жизни общества, общая типология конфликтов и стадии развития конфликта в организации. Третья глава посвящена вопросам проявления и решения наиболее распространенных конфликтов в организации, таких, как внутриличностные, межличностные, внутригрупповые и межгрупповые конфликты. В четвертой главе выявлены проблемы, являющиеся причиной инновационных конфликтов, предлагаются возможные конструктивные и деструктивные функции и действия в конфликте, стили разрешения конфликта в организации и раскрывается роль посредничества в организации. В пятой главе проведен анализ условий и вариантов возникновения конфликтных отношений в деловом общении, предложены методы профилактики конфликтов в организации, факторы и механизмы разрешения конфликтных ситуаций в организации, а также рекомендации по улучшению взаимоотношений с коллегами по работе. Шестая глава посвящена особенностям поведения руководителя в конфликтных ситуациях.
В конце каждой главы приводятся контрольные вопросы, а в конце учебника – тест.
Издание ориентировано на студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 080200 – «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр») и 080200 – «Менеджмент» (квалификация (степень) «магистр»), а также аспирантов, молодых преподавателей и практикующих менеджеров.
Библиографическая ссылка
Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Казаков В.В., Каз М.С. ИННОВАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОНФЛИКТЫ (УЧЕБНИК) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-2. – С. 267-269;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6578 (дата обращения: 21.12.2024).