Дисциплина «Документационное обеспечение управления персоналом» играет одну из приоритетных ролей в процессе подготовки менеджеров в области управления персоналом [1]. В современной организации кадровые документы служат основой учетной работы, отражают результаты и качество работы менеджмента, могут являться доказательством в суде или при разрешении конфликтов.
Деятельность менеджера по управлению персоналом очень тесно связана с созданием и обработкой как бумажных, так и электронных документов. Четкость организации кадрового документооборота, соблюдение законодательства в процессе оформления и документирования трудовых отношений и хозяйственных операций, по мнению ряда специалистов, является одним из важных факторов финансового благополучия и стабильности современной организации (потери организаций, обусловленные некачественным документооборотом, в США оцениваются в 1 триллион долларов) [2].
Сегодня эффективность системы управления персоналом во многом зависит от того, насколько рационально поставлено на предприятии кадровое делопроизводство, от того насколько компетентны сотрудники в данной области.
Происходящие в системе современного образования изменения предъявляют новые требования к методам обучения студентов. Приоритетными ценностями современного образования являются развитие аналитических способностей, конкретных практических навыков и умений, формирование специалистов, способных к самостоятельному принятию решений.
В условиях перехода российского образования на компетентностный подход, из всех форм обучения, позволяющей максимально использовать ориентацию на самостоятельную работу, наиболее эффективной является рабочая тетрадь, являющаяся разновидностью учебного пособия с заданиями для самостоятельной работы студентов, помогающей ему усваивать определенную дисциплину.
В учебном плане подготовки бакалавров произошло значительное сокращение аудиторных часов, выделяемых на изучение дисциплины, по сравнению с учебным планом специалистов. Количество аудиторных часов уменьшилось в 2 раза. Подводя итоги двух лет подготовки бакалавров по направлению «Управление персоналом» в нашем университете, можно сделать выводы об эффективности использования рабочей тетради в процессе обучения.
Современные стандарты подготовки бакалавров ориентированы на использование интерактивных методов обучения, развитие аналитических способностей студентов. Для более успешного достижения всех стоящих перед нами, как преподавателями дисциплины «Документационное обеспечение управление персоналом», задач, нами была разработана рабочая тетрадь, основная цель которой заключалась в организации интерактивной и самостоятельной работы студентов [3]. В процессе создания рабочей тетради была проделана огромная работа, связанная с подбором и созданием тестов, кейсов, деловых игр по 12 основным изучаемым темам. В первый год нами была проведена апробация подобранных заданий, и лишь после апробации было уже издано учебное пособие.
Приведенные в пособии деловые игры направлены на развитие и закрепление практических навыков в таких областях как документирование приема на работу, увольнение на работу, аттестация персонала. Деловые игры представляют собой задания, заключающиеся в заполнении комплекта необходимых кадровых документов для условной ситуации.
Ниже представлено примерное содержание одного из практических заданий.
«Составьте приказ об объявлении выговора (ст. 192 ТК РФ) охраннику Сидорову Ивану Петровичу в связи с отсутствием на рабочем месте 30 ноября текущего года в течение 4 часов с 9-00 до 13-00 без уважительных причин. Основания: докладная записка начальника отдела кадров, акт об отказе от предоставления объяснений по факту отсутствия на рабочем месте (дата, №). Ответственным за исполнение настоящего приказа назначить начальника отдела охраны. Остальные пункты распорядительной части приказа и недостающие реквизиты дополните самостоятельно» [1].
Приведенный пример наглядно демонстрирует основную задачу пособия: сформировать и проверить наличие у студентов таких навыков, знаний и умений как знание основ кадрового законодательства, требований государственных стандартов по оформлению документов и умение применять их на практике.
Использование рабочей тетради позволило студентам лучше понять структуру дисциплины, способствовало систематизации нормативных источников, упростило работу с тестовыми ресурсами. Использование рабочей тетради на занятиях позволило больше времени уделять использованию интерактивных форм.
Наш опыт показал, что при использовании рабочей тетради в процессе обучения основам делопроизводства намного эффективнее формируются практические навыки заполнения кадровых документов, на практике закрепляются знания основных положений трудового законодательства.
Студенты учатся письменно излагать свои мысли, отвечая на предложенные вопросы, анализируя ситуации, заполняя документы. Формирование данных навыков особенно важно в условиях информатизации современного общества. К сожалению, очень часто в процессе выполнения письменных работ на компьютере студенты вместо того, чтобы излагать собственные мысли, компилируют ответы на основе разнообразных источников. И серьезной проблемой для ряда студентов является письменое изложение собственных мыслей.
Анализ мнений студентов о целесообразности использования рабочей тетради на занятиях показал, что одним из факторов мотивации студентов по работе с рабочей тетрадью является возможность фактически выступать в качестве соавтора учебного пособия.
Опыт использования в учебном процессе разработанной нами рабочей тетради по дисциплине «Документационное обеспечение управления персоналом» показал, что данное пособие является эффективным средством развития необходимых профессиональных компетенций будущих менеджеров по управлению персоналом, способствует закреплению практических навыков работы с документами, формирует культуру работы с текстом документа и его оформления.
Рабочая тетрадь была издана в 2014 г., объем – 9.5 п.л., тираж – 100 экз.
Библиографическая ссылка
Рязанцева М.В., Субочева А.О. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ») // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-2. – С. 277-278;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6587 (дата обращения: 21.12.2024).