Данное учебное пособие предназначено для студентов нефилологических специальностей («Юриспруденция», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение») и полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.) по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи».
На практике мы довольно часто встречаемся с речевой беспомощностью и функциональной безграмотностью специалистов и руководителей. Неясное представление о правилах использования языка в различных сферах, незнание жанровых особенностей деловой документации, неразличение норм устной и письменной речи свидетельствуют о низкой речевой культуре, затрудняют взаимопонимание и становятся причиной профессиональных неудач.
Цель курса лекций – совершенствование коммуникативной компетенции студентов-нефилологов путем расширения знаний о нормах общения на русском языке в различных сферах коммуникации, связанных с выполнением конкретных коммуникативных задач. Курс лекций помогает в освоении будущими специалистами основ культуры речи, стилистики и риторики.
Обозначенная цель предопределила структуру пособия. При отборе и структурировании материала автор руководствовался такими критериями, как специфика учебной деятельности студентов, особенности их речевой практики, характер задач, связанных с профессиональной деятельностью будущих специалистов. Пособие состоит из трех разделов – «Язык, речь, общение», «Культура речи», «Функциональные стили современного русского литературного языка». В конце разделов и отдельных параграфов приведены вопросы для самоконтроля и задания для самостоятельной работы, список основной литературы по теме.
Для расширения общегуманитарного кругозора будущих специалистов в первом разделе («Язык, речь, общение») рассматривается роль языка, речи и коммуникативной компетенции в жизни человека, общие вопросы литературной нормы и системы функциональных стилей русского литературного языка. В § 6 «Коммуникативная ситуация» автор характеризует современные лингвистические понятия – «дискурс», «речевое событие», «речевая ситуация». В § 3 («Русский литературный язык и нелитературные варианты языка») описаны процессы демократизации в литературном языке 20–21 века, такое промежуточное средство в общей системе национального языка как общий жаргон, исследованное современными учеными Е.А. Земской, Л.П. Крысиным и другими. § 7 «Речевая деятельность» знакомит студентов с механизмами говорения и аудирования, сформулированными автором правилами хорошего слушателя.
Во втором разделе («Культура речи») излагаются основы современной теоретической концепции культуры речи (с опорой на труды крупнейших авторитетных специалистов в области культуры речи – Б.Н. Головина, Е.Н. Ширяева, В.Е. Гольдина, О.Б. Сиротининой). В этом разделе последовательно раскрываются три аспекта культуры речи – нормативный, коммуникативный и этический. Автор опирается на современные представления о культуре речи, в основе которых лежит не столько формальная правильность речи, сколько умение целесообразно и эффективно пользоваться возможностями, предоставляемыми языком. При этом важны не только коммуникативная компетенция говорящего, но и слушающего и читающего, умение замечать и понимать тонкие оттенки речевого общения. В§ 4, 5, 6 приведены орфоэпические, лексические и грамматические нормы русского литературного языка, наиболее часто нарушаемые в современной речи. Автор как бы отвечает на многие вопросы, интересующие носителей языка – неспециалистов в области правильности речи. Дано подробное лингвистическое описание в учебных целях сложных явлений русской грамматики. К грамматически трудному материалу отнесены следующие языковые факты:
1) существование вариантных форм;
2) нестандартное образование форм;
3) определение рода несклоняемых имен существительных;
4) согласование существительных мужского рода, используемых для называния лиц женского пола;
5) особенности употребления краткой и полной форм имен прилагательных;
6) особенности склонения и употребления имен числительных;
7) склонение сложносоставных слов, определение их рода;
8) склонение имен собственных – фамилий, названий населенных пунктов;
9) особенности употребления местоимений;
10) особенности употребления предлогов;
11) согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе имя существительное с количественным значением, и подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием.
В § 7 («Нормы правописания») в обобщающих таблицах представлены основные правила орфографии и пунктуации. Большое внимание в курсе лекций уделяется этической стороне речевого взаимодействия. Так, § 9 посвящен речевому этикету, грубые нарушения которого не редки, к сожалению, не только в бытовой коммуникации.
Раздел 3 включает характеристику функциональных стилей современного русского литературного языка (научного, официально-делового, публицистического, разговорного). Описание каждого функционального стиля включает в себя компоненты:
1) сфера функционирования;
2) функции;
3) ведущие стилевые черты;
4) подстили;
5) жанры;
6) языковые особенности (фонетические (в устной разговорной речи), лексические, морфологические и синтаксические).
Особое внимание уделено научному и официально-деловому стилям. При изложении этого материала учитывалась учебно-научная деятельность студентов, требующая умения писать конспекты, рефераты, курсовую и выпускную квалификационные работы. Описаны требования к оформлению различного рода документов, навыками составления которых должен владеть каждый образованный человек, сформулированы принципы построения рекламного текста.
Значительная роль в этом разделе отведена знакомству с основами современного ораторского искусства, что необходимо специалистам многих социальных сфер: государственным служащим, юристам и др. Умение воздействовать словом, убеждать людей становится все более востребованным и в сфере экономики. Особое внимание уделено методам подготовки различных видов публичных выступлений, умению установить контакт с аудиторией, воздействовать невербальными средствами – жестами, мимикой.
Важное познавательно-практическое значение при описании языковых черт стилей имеет раскрытие взаимосвязей, существующих между языковыми явлениями разных уровней. Этот аспект поможет студентам осознать системный характер языка и речи, увидеть специфику каждого функционального стиля, что представляет собой необходимое условие приобретения глубоких и прочных знаний.
Таким образом, работа с курсом лекций учит создавать научные, деловые, рекламные, публицистические, разговорные тексты.
Теоретические положения в учебном пособии иллюстрируются языковыми примерами. Материал излагается так, чтобы активизировать мыслительную деятельность студентов, подвести их к размышлениям о сути человеческого общения, о нравственных и этических ценностях, лежащих в его основе.
Таким образом, использование данного курса лекций учит эффективно общаться, правильно управлять потоком информации, применять знания о структуре, закономерностях функционирования языка, нормах, стилях и жанрах в своей речевой практике.
Библиографическая ссылка
Цынк С.В. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ. КУРС ЛЕКЦИЙ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-2. – С. 294-295;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6601 (дата обращения: 21.12.2024).