К личности учителя и организуемой им педагогической деятельности предъявляется спектр требований, их соблюдение необходимо учителю для обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с требованиями современного мира.
По мнению Л.А. Вербицкой (президента Российской академии образования) актуальной проблемой сегодняшнего дня, глобальным вызовом дня завтрашнего является «... увеличение доли школьников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности» [1, с. 10].
Цель исследования. Анализ, проведенный нами по результатам международных сравнительных исследований (TIMSS, PISA) [4] позволил обозначить приоритеты в естественнонаучной подготовке учащихся современной школы – это формирование их функциональной грамотности.
Материалы и методы исследования
Функциональная грамотность – «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний» [5, с.27].
Сказанное ранее находит отражение в нормативных документах, регламентирующих содержание среднего общего образования.
Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования [6] обозначен ряд предметных результатов изучения предметной области «Естественные науки» (таблица).
Обновление государственных стандартов образования, учебных программ в аспекте формирования функциональной грамотности является одним из механизмов достижения поставленной цели в Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы [3].
Предметные результаты освоения базового курса
Учебный предмет Результат |
Физика |
Химия |
Биология |
1. |
«понимание роли данного учебного предмета в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач» |
||
2. |
«сформированность умения применять полученные знания для принятия практических решений в повседневной жизни» |
«готовность и способность применять методы познания при решении практических задач» |
Результаты исследования и их обсуждение
Таким образом, выделим ключевые понятия в контексте интерпретации которых построим наши дальнейшие рассуждения. Это «функциональная грамотность», «межпредметные связи».
Возникает вопрос: какова взаимосвязь между названными понятиями? По мнению Л.М. Перминовой [5], одним из компонентов образовательного стандарта «функциональная грамотность» являются «функциональные» межпредметные умения, ведущие к практическому применению системы знаний для решения типовых жизненно-образовательных задач.
Следовательно, деятельность в рамках «субъект-субъектных отношений» учителя и учащихся, направленная на формирование функциональной грамотности должна быть основана на осуществлении межпредметных связей.
Рассмотрим сущность понятия «межпредметные связи».
В педагогической теории и практике существует ряд трактовок данного понятия. Мы отдаем предпочтение определению, согласно которому межпредметные связи – это дидактическое условие. Следует отметить, что в данной интерпретации межпредметные связи представляют собой модель связей, возникающих между объектами природы в результате их движения и взаимодействия. Изучение данных связей составляет основу наук о природе (естественных наук) и содержание соответствующих учебных предметов.
Межпредметные связи объединяясь вокруг трех областей окружающей действительности: природы, быта, производства способствуют расширению и углублению знаний учащихся о явлениях природы и их применению в быту и производстве.
Пути осуществления межпредметных связей в курсе физики
Включение межпредметных связей при организации процесса обучения естественнонаучным предметам возможно как в содержание уроков, так и при проведении внеклассных форм работы. Представления о путях осуществления межпредметных связей в курсе физики [2, с. 9] отражает рисунок.
Подобное сочетание классной и внеклассной работы с одной стороны, позволяет систематизировать, расширить, углубить знания учащихся из курса естественнонаучных предметов, развить межпредметные умения, с другой стороны, способствует становлению личности учащегося, и как следствие обеспечит повышение эффективности организации процесса обучения, направленного на формирование функциональной грамотности.
По проблеме межпредметных связей защищен ряд диссертаций. Приведем некоторые из них, отражающие предмет исследования авторов в русле взаимосвязей «физика-химия-билогия», «физика-химия», «физика-биология» на уровне среднего общего образования.
1. «Физика-химия-билогия»: М.Т. Рахматуллин (изучение фундаментальных естественнонаучных теорий), С.М. Похлебаев (формирование фундаментальных естественнонаучных понятий).
2. «Физика-химия»: Л.Д. Уфимцева (методика реализации), Е.Б. Иванова (проектирование содержания), М.Ж. Симонова (формирование понятия о веществе), Л.З. Дюсюпова (методические возможности обучения), В.Н. Янцен (методика реализации), Л.В. Загрекова (формирование понятия о строении вещества), Е.Е. Минченков (методика реализации).
3. «Физика-биология»: И.Т. Ткачев (совершенствование процесса обучения), В.В. Губин (методика реализации).
Данные исследования свидетельствуют, о том, что авторы не рассматривают в своих работах теорию и практику организации процесса обучения системы названных учебных предметов в аспекте формирования функциональной грамотности.
Заключение
Сказанное, позволяет сделать вывод о целесообразности проведения научно-педагогических исследований в русле обозначенного приоритета.
Библиографическая ссылка
Ордабаева Ж.Ж. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ФИЗИКИ, ХИМИИ, БИОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-1. – С. 18-20;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6671 (дата обращения: 03.12.2024).