Развитая языковая культура – признак интеллектуальной нации.
Н.А. Назарбаев
Главная задача каждого квалифицированного педагога – наряду с воспитанием конкурентоспособного развивающегося молодого поколения, формирование и развитие его речевой культуры. Подтверждение тому – в Государственной Программе развития и функционирования языков в РК на 2011–2020 гг., утвержденной Указом Президента № 110 от 29 июня 2011 года, намечено 10 ключевых задач, в том числе 7-я задача отведена совершенствованию языковой культуры.
Рассматривая основные направления Программы, следует отметить третье направление – повышение уровня языковой культуры казахстанцев.
Цель: «Развитая языковая культура – признак интеллектуальной нации»
О необходимости уделения большого внимания речевой культуре, в том числе культуре деловой речи, внесенной Главой государства в Программу развития языков, говорится в нижеприведенных тезисах:
Вторая задача данного направления – в целях совершенствования языковой культуры составной частью повышения уровня культуры языка казахстанцев должно стать развитие культуры речи.
Основная тема наследия М. Жумабаева, уделявшего много внимания национальному воспитанию, – вопросы воспитания детей и формирования личности. В связи с этим, педагог, касаясь критериев «правильный человек», «совершенная личность», приходит к выводу, что «судить о характере человека можно по внешнему виду, поведению. Чтобы стать полноценной личностью, человек не должен ограничиваться любовью к себе, близким – он должен любить все человечество. Личность – понятие широкое, сложное по содержанию и сути».
Отсюда следует, что в процессе воспитательной работы целесообразно учитывать индивидуальное развитие каждого ребенка. Необходимо вести не только воспитательную работу вобщем, но следует учитывать и индивидуальные особенности каждого ребенка. Главная задача, которая стоит перед современным обществом, – передача глубоких знаний молодому поколению, в руках которых будущее нашей независимой страны, а также воспитание гражданина – патриота, любящего свой народ.
Особенность, по которой можно определить самобытность нации, народности – этикет, речевой этикет. Представитель той или иной нации прежде, чем научиться языку определенного народа, делает упор на изучение речевого этикета носителя данного языка.
Если исходить из того, что изучение языков начинается со слов приветствия, благодарности, извинения, комплиментов, то следует отметить, что преподавателей, прививающих нормы этикета детям, единицы. В связи с этим целесообразно обратить особое внимание и на речевую культуру каждого учителя. Известно, что многие учителя отдаленных районов и даже областного центра обладают низким уровнем речевой культуры и профессиональной этики. Особенно среди молодых специалистов, начинающих трудовую деятельность, часто встречаются представители с небогатым словарным запасом, часто использующих просторечную лексику. Если педагога воспринимать как зеркало, то это зеркало должно помогать становлению, формированию детей, только что перешагнувших порог школы. Если обратить внимание на повседневное общение школьников, то можно отметить удручающее обстоятельство – низкий уровень их коммуникации.
В целом культура речи берет начало с этикетных слов и выражений. С целью раскрытия актуальности рассматриваемых проблем рассмотрим казахские слова и обороты речевого этикета, разделив их по тематическим группам: «Приветствие», «Прощание». «Поздравление», «Знакомство», «Просьба», «Внимание», «Соболезнование», «Деловые переговоры».
Библиографическая ссылка
Медетбекова М.А., Масалиева Ж.А., Утегенова Г.Ж. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА – БУДУЩЕЕ НАЦИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-1. – С. 92-93;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6710 (дата обращения: 21.11.2024).