Введение
«Если бы Эйнштейн, Гете или Бетховен родились в каменном веке, то их образовательный уровень был бы не выше, чем у большинства людей того времени. Справедливо и обратное: если бы мне поручили воспитание и обучение ребенка из каменного века, то он был бы способен сыграть на скрипке сонату Бетховена не хуже, чем любой другой современный ребенок». Именно со слов сказанных С. Судзуки (основателя всемирно известного Института воспитания талантов), начинаю данную статью, так как в них заложен глубокий смысл, раскрывающий значимость образовательной среды в которой обучается и воспитывается ребенок, большую роль окружающих людей (родители, педагоги) в создании оптимальной среды развития его потенциала.
Цель исследования: сказанное позволяет задать вектор дальнейшим рассуждениям в контексте теоретического обоснования проблемы создания соответствующей образовательной среды.
Материал и методы исследования
По мнению Г.К. Ашина [2], в настоящее время, в постиндустриальном обществе лидирует экономика знаний и, в соответствии с этим, центральную роль играет образование и наука, прежде всего элитное образование, тесно связанное с производством знаний и подготовкой кадров, владеющих высокими технологиями, методологией анализа высокотехнологичной информации, кадров высочайшей квалификации, новаторов.
Автор предлагает понятие «элитное образование» применять «по отношению к такому типу высококачественного образования, которое носит открытый характер, т.е. им охватываются молодые люди, отличающиеся высокими интеллектуальными способностями, являющиеся выходцами из любых социальных слоев, групп, классов, где критерием отбора являются не знатность, богатство или связи, а интеллектуальные и иные качества личности, ее таланты» [2, с.27], следовательно, задача, решаемая элитным образованием – подготовка интеллектуальной элиты.
Разделяя эту позицию, А.М. Новиков [7] подчеркивает, что именно результаты труда интеллектуальной элиты способствуют развитию всех областей жизнедеятельности человека: интеллектуальная элита обращает себе на пользу результаты своего собственного труда, выступающего одновременно залогом прогрессивного развития экономики и общества.
Продолжая мысль о роли интеллектуальной элиты, С.В. Акулов считает, что, представляя собой совокупность общечеловеческих духовных ценностей, интеллектуальная элита «отвечает за то, каким будет человечество через 50, 100 и более лет» [1, с.46].
Результаты исследования
и их обсуждение
Мощный импульс изучению этой проблемы придает тот факт, что из частно-дидактических она переходит в ранг национальных.
Так, в ряде государств разработаны и реализуются Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (Российская Федерация), Концепция выявления, поддержки и развития одаренных детей (Республика Казахстан).
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [6] в качестве одного из основных направлений развития среднего общего образования выступает развитие системы поддержки талантливых детей.
В рамках решения поставленной цели организована научная деятельность Российской академии образования [5], так как разработка теоретических основ и практических моделей поиска, выявления и развития одаренности – это также одно из ее ведущих направлений исследований.
Республиканский научно-практический центр «Дарын» [9], функционирующий в Республике Казахстан работает в аспекте решения следующих задач:
- содействие формированию интеллектуального потенциала;
- создание системы выявления, отбора, поддержки, развития и обучения одаренных детей;
- расширение международного сотрудничества в области инновационных технологий развития одаренной личности;
- обеспечение социальной и правовой защиты одаренных детей и молодежи.
Наряду с этим, ученые и практики, представляющие такие области знания как психология и педагогика, проводят диссертационные исследования, направленные на изучение различных аспектов одаренности на уровнях образования.
Размышляя над проблемой одаренности и одаренных детей с точки зрения средового подхода, В.И. Панов [8] рассматривает ее как проблему создания развивающей образовательной среды – совокупности семейных, школьных и внешкольных условий, способствующих проявлению скрытых интересов и способностей и развитию ярко проявивших себя способностей в соответствии с психологической природой одаренности.
Возвращаясь к первоначальным рассуждениям Г.К. Ашина, учитывая, что доминирующим качеством элиты знаний является высокий уровень сформированности интеллектуальных способностей, представляется разумным дать сущностную характеристику понятию «интеллект».
Согласно С.Л. Рубинштейну, «по мере того, как в процессе мышления складываются определенные операции – анализа, синтеза, обобщения, по мере того как они генерализуются и закрепляются у индивида, формируется мышление как способность, складывается интеллект» [10, с.114].
Среди существующих видов мышления, выделим дивергентное мышление, «связанное с решением задач, имеющих множество нестандартных оригинальных решений и являющееся основой креативности» [4, с.378].
А.В. Белошистая, А.Н. Иванов [3], под заданиями дивергентного типа понимают задания любой предметной направленности, которые допускают существование различных правильных решений и, соответственно, нескольких правильных ответов. Авторы утверждают, что именно с такими задачами, когда условие одно, а возможных решений (и ответов) несколько, чаще всего и сталкивается человек в практической деятельности – в научном и художественном поиске, в управленческой сфере, в политике и экономике.
Следовательно, формирование дивергентного мышления должно выступать важной составляющей образовательной среды по обучению одаренных учащихся.
Заключение
Таким образом, следует отметить, что именно одаренные учащиеся в будущем и должны составить основу интеллектуальной элиты, так как обладают соответствующими признаками:
- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появлении неожиданных идей и решений – новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности [8].
Библиографическая ссылка
Ордабаева Ж.Ж. К ПРОБЛЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-2. – С. 162-163;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6771 (дата обращения: 23.11.2024).