Вологодская область обладает уникальным опытом по разработке региональных учебников географии: ещё в 1961 году вышло первое в Советском Союзе учебное пособие [1], а в 2013 году увидело свет уже его девятое издание [2]. Учебное пособие «География Вологодской области» предназначено для обучающихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений региона и содержит полный комплект учебных материалов для 16 уроков по физической и 16 – по экономической географии области. По сравнению с предыдущим изданием (2005 г.) все учебные тексты переработаны и актуализированы, обеспечены новым статистическим, картографическим и иллюстративным материалом. Полиграфическими средствами выделены два уровня текстов – базовый и углубленный.
Необходимость в новом издании регионального учебного пособия по географии в первую очередь была вызвана истечением оптимального срока использования восьмого издания книги и существенными переменами в хозяйственном комплексе региона, произошедшими за последнее десятилетие, и появлением новых сведений об особенностях природы. Кроме того в образовательный процесс был введен ФГОС нового поколения [3], предусматривающий особые требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы (ООП). Изменились и условия выпуска учебной литературы: за регионами оставили право издания учебных пособий, что предполагает реализацию принципа «Один урок – один параграф». Соблюдение требований, связанных со всеми указанными обстоятельствами, привело к появлению принципиально иного учебного пособия.
На достижение предметных результатов освоения ООП в первую очередь работают тексты параграфов пособия (нечетные страницы), иллюстративный ряд и методический аппарат к ним (четные страницы). На каждый урок приходится один параграф в 3–4 разворота, в параграфы помещены только типовые задания, которые важно выполнять при работе с текстом для получения фактов и (или) доказательств в пользу высказанных в тексте положений. Возможности достижения некоторых результатов предметного характера с использованием учебного пособия могут быть проиллюстрированы следующими примерами. «Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления» в курсе географии региона заложено априори, но усилить его можно через выполнение заданий применительно к своей местности, например: «Спроектируйте аптекарский огород на основе лекарственных растений своей местности» или «Определите принадлежность своей местности к глобальным бассейнам стока (к блокам фундамента и т. п.)».
Задача формирования представлений об этапах географического освоения территории может быть реализована через серию дополнительных текстов, например: «Вклад северян в изучение и освоение Востока России и Русской Америки», «Палеонтологические находки», «История лесопользования» и т.д. На «овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации» направлено большое количество заданий по анализу карт и диаграмм, чтению схем и подготовке презентаций на определенную тему или творческие задания, такие как: «Разработайте форму электронного паспорта охраняемой природной территории». Планирование изучения курса предполагает выделение двух уроков на изучение природы и хозяйства своего района, Такой подход тоже работает на выполнение предметных требований ФГОС.
На достижение личностных и метапредметных результатов в большей мере ориентирован методический аппарат тематических блоков, каждый из которых включает по 3–5 параграфов. Каждому такому блоку соответствует особый массив вопросов и заданий, которые разделены по уровням сложности и по рубрикам: собственно вопросы и задания, проекты, проблемные ситуации, обязательные практические работы, полевой практикум и номенклатура. Формат многих заданий требует работы в коллективе или группе. Примерами могут служить проектные задания, проблемные вопросы, задания, сформулированные в побудительном формате – «обсудите…, предложите решение…, выскажите мнение…». Так на достижение требования «Способность применять полученные знания на практике» направлена целая серия заданий, например «Оцените рельеф своего района для целей спортивного туризма…». Требование «Умение сотрудничать для достижения общих результатов» легко достигается через задания для малых групп или задания в формате «Обсудите…». Ориентирование в мире профессий достигается через серию заданий типа «Подберите информацию о профессиях… В каких учебных заведениях Вологодской области готовят таких специалистов?». Требование «Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях» достигается через оценочные задания, требующие и знаний, и убеждений. Примером может служить вопрос: «Как, по вашему мнению, изменятся ландшафты после строительства еще одного целлюлозно-бумажного комбината в нашей области?».
При изучении географии любого региона легко достигаются и требования по достижению метапредметных результатов. Примером задания, соответствующего требованию «Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы» может служить задание «Сгруппируйте и выпишите благоприятные и неблагоприятные черты ЭГП Вологодской области». «Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач» легко достигается при работе с картами, схемами и диаграммами. «Смысловое чтение» может включаться через задание «На основе текста учебника составьте схему связей предприятий машиностроения…». Самостоятельное значение в этом контексте приобретают два урока для выполнения проектов, практических работ или организации дискуссий (по усмотрению учителя).
Активизация учебной деятельности, приобретение навыков работы с разнообразной информацией, адекватное применение знаний и умений обеспечиваются разнообразием заданий и источников информации к ним в виде схем, карт, рисунков, фотографий, диаграмм и таблиц. Иллюстративный ряд учебного пособия включает в себя 230 фотографий – панорамных, укрупненной съемки, аэрофото- и космических снимков. В учебное пособие помещены более 40 карт; некоторые из них представляют собой генерализованные и упрощенные карты атласа Вологодской области [4], но более половины карт пособия оригинальны и построены специально для этого издания. Поскольку учащиеся 8-9 классов обладают уже вполне сформированным абстрактным мышлением, то в ряду иллюстраций около 40 схем (например, технологических), графиков и диаграмм.
Остается добавить только, что и 9-е издание учебного пособия сохраняет за собой роль ключевого звена учебно-методического комплекса «География Вологодской области» [5], разрабатывающегося коллективом кафедры географии Педагогического института ВоГУ (до 2014 года Вологодского государственного педагогического университета) и лаборатории геоэкологии ВоГУ уже на протяжении более чем полувека.
Библиографическая ссылка
Скупинова Е.А., Золотова О.А. ГЕОГРАФИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ (9-Е ИЗДАНИЕ) (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-2. – С. 208-209;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6789 (дата обращения: 03.12.2024).