Для того чтобы разобраться во всем многообразии философских понятий и критериев целесообразно исходить из того, что вся история мировой философии подразделяется на четыре основных периода: доклассический, классический, неклассический, постнеклассический. Доклассический и классический периоды часто рассматриваются совместно как классический этап развития философии. Однако раздельное их рассмотрение имеет свои неоспоримые педагогические и методологические преимущества.
Доклассической период включает в себя историю философии Древнего мира, античности, Средневековья и только частично может быть отнесен к научной философии. Отдельные философские концепции этих эпох содержали элементы строгих онтологических и гносеологических построений, однако в целом философские системы допускали неопределенные понятия и достаточно произвольные обобщения. Для того чтобы уйти от вопросов, на которые в то время не было ответов использовались миф и религия. В качестве наглядных примеров можно привести представление о космосе у Платона и проблему происхождения мира. В диалоге «Тимей» Платон подчеркивает, что «наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения… При этом каждая из четырех частей вошла в состав космоса целиком: устроитель составил его из всего огня, из всей воды, и воздуха, и земли, не оставив за пределами космоса не единой их части или силы…он путем вращения округлил космос до состояния сферы…Всю поверхность сферы он вывел совершенно ровной и, и притом по различным соображениям. Так космос не имел никакой потребности ни в глазах, ни в слухе, ибо вне его не осталось ничего такого, что можно было бы видеть или слышать. Далее, его не окружал воздух, который надо было бы вдыхать. Равным образом ему не было нужды в каком-либо органе, посредством которого он принимал бы пищу или извергал обратно уже переваренную: ничто не выходило за его пределы и не входило в него откуда бы то ни было, ибо входить было нечему» (Платон. Т. III, 1994, с. 433-436). Проблему происхождения мира древние греки объяснить не могли, в чем честно признавались. Это было сделано в средние века на основе христианских идей о творении Богом мира из ничего.
Доклассический этап связан с появлением новых видов деятельности, усложнением социальных связей, развитием коммуникаций и, как следствие всего этого, потребности в новых мировоззренческих ориентирах. Большое значение имело развитие индивидуальности человеческого сознания, постепенно отмежевывающегося от своих религиозно-мифологических оснований. Все это привело к появлению философии в Древней Греции, а также частично в Индии и Китае, поскольку в последних не было демократических институтов, удачного для коммуникаций географического расположения, отсутствовали целостность и избыточная фантазийность мифа, а также опора на логико-рационалистическое построение системы знаний. Доклассическая философия больше ориентирована не на науку, а на мудрость, предполагающую духовное постижение мира в целостной синкретической форме. Предметом такого постижения являлись сущности, целостные образы, а целью постижения было овладение их смыслом, под которым понималось умещение сущности вещи во внутреннем мире индивида. Целостная способность постижения опиралась на душу, исходя из чего разрабатывались концепции правильного поведения, образа жизни. Основная культурная функция сводилась к умению правильно жить.
Период классической философии, начался в Новое время (XVII в.). Здесь философским считалось только такое воззрение, которое сводит наличное многообразие опыта к единому общему началу и затем исчерпывающим образом объясняет и выводит из этого единства все свойства мира. Философ этого периода должен выполнять свою задачу, не считаясь ни с каким опытом и не нуждаясь в нем. «Классическая философия полагала особую концепцию познающего разума. Она рассматривала его как суверенный, беспредпосылочный разум, имеющий основание в себе самом, выделенный из бытия и как бы со стороны созерцающий и познающий его. Возникало представление о своеобразном параллелизме сознания и бытия, между которыми нет опосредующих звеньев. В рамках этого подхода развивались как классические системы монизма в двух его версиях – материализма и идеализма, так и философские системы дуализма» (Степин В.С. Философия / НФЭ. Т. IV, с. 198).
В классической философии выделяется субъект, способный воспринимать выделенный им для восприятия объект без всяческих искажений. Между субъектом и объектом нет «среды», тогда как в неклассической философии такая «среда» появится и вносимые ею искажения будут происходить, главным образом, за счет различных видов деятельности и языков. Классическая философия предлагала рассматривать некоего человека вообще, некое общество вообще, а также разумность, сознание, психику и т.п. Классическая философия опирается на логику, в частности, и на логику абстрактно-общих схематизмов. Методы и подходы классической философии глубоко проникли во многие специальные науки, в «здравый смысл», в «повседнев». В эпоху, когда основными в исследованиях стали методы неклассической и постнеклассической философии (последние в значительной степени находятся в стадии становления), представляется особенно важным выделить место классической философии в общей иерархии философских наук и её вклад в последние.
Развитие доклассической и классической философии шло через осмысление основных философских систем, объемлющих всю природу и все стороны человеческой деятельности. Основными объектами исследования доклассической и классической философии были окружающий мир, человек, общество, процессы их познания. Главным в доклассической и классической философии можно считать выявление фундаментальных универсальных философских понятий, философских категорий, которые до сих пор составляют основу философских исследований. Классическая философия рассматривала развитие представлений об окружающем мире, бытии, познании, человеке на различных этапах развития философии, разработала фундаментальные философские, методы, теории, стремясь создать универсальные механизмы производства научных знаний и системы знаний. При этом под идеями понималось то, что мыслится, под умом – инструмент отображения внешнего мира, основывающийся на системе строгих понятий. Классическая философия стремилась уместить знание в универсальную схему и установить истину, то есть точно отобразить то, что есть на самом деле. Основная культурная функция здесь сводилась к достоверному и точному знанию.
Следует отметить, что разделение философии на доклассическую, классическую, а затем на неклассическую и постнеклассическую весьма условно и не охватывает всего многообразия систем, концепций и методов философии. Однако подобная схема создает и ряд неоспоримых преимуществ, задавая систему координат не только для философии, но и для всего взаимодействующего с ней знания, в первую очередь науки. В настоящее время в большинстве высших учебных заведений мира философию изучают по направлениям и школам, что во многих случаях вполне оправдано. Однако последовательное рассмотрение этапов развития философии: доклассического, классического, неклассического, постнеклассического позволяет связать этот процесс с естественнонаучными парадигмами и научными картинами мира, а также с влиянием культуры на развитие философии в различные эпохи. Кроме того, такой подход позволяет взглянуть на многие идеи доклассической философии с точки зрения философии классической, дополняя их соответствующей интерпретацией и включая их в универсальные системы.
Библиографическая ссылка
Данилова В.С., Кожевников Н.Н. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-2. – С. 231-232;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6817 (дата обращения: 21.11.2024).