Цель дисциплины – сформировать у бакалавров систему знаний о понятии, сущности, критериях оценки розыскной деятельности, ее видах, средствах и методах, взаимодействии правоохранительных органов различных государств в решении поставленных задач.
Задачи дисциплины – бакалавры должны усвоить основные принципы и формы организации розыска преступников, овладеть навыками тактических приемов при проведении отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, планировании тактических операций, получить необходимые знания о применении этих действий.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Розыск преступников» в соответствии со структурой ООП ВПО представляет собой комплексную учебно-практическую дисциплину, входящую в профессиональный цикл.
Дисциплина «Розыск преступников» включает в себя в качестве базовых теоретические сведения из таких дисциплин, как криминалистика, уголовное право, уголовно-процессуальное право, международное уголовное право, судебная медицина, судебная экспертиза, оперативно-розыскная деятельность, юридическая психология, и обеспечивающую профессиональную подготовку юристов-бакалавров. Для освоения данной дисциплины полезны познания в области философии, социологии, психологии, современных достижений естественных и технических наук.
Профессиональная ориентация дисциплины «Розыск преступников» предполагает систематическую, целенаправленную и активную самостоятельную работу бакалавров по изучению рекомендованных законодательных и иных нормативных правовых актов, а также специальной литературы.
Изучение данного курса является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Расследование терроризма», «Расследование преступлений в сфере экономики», «Расследование преступлений против личности» и др.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Выпускник должен обладать следующими компетенциями:
общекультурными компетенциями (ОК): способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);
общепрофессиональными компетенциями (ОПК): способностью противостоять действиям, наносящим ущерб интересам государства, общества, физических и юридических лиц (ОПК-3);
профессиональными компетенциями (ПК): правоохранительная деятельность: способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10); способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
профессионально-прикладными компетенциями (ППК): правоохранительная деятельность: способностью проводить оперативно-розыскные мероприятия и процессуальные действия в точном соответствии с законом (ППК-14).
В результате изучения дисциплины «Розыск преступников» бакалавры должны:
знать:
– понятие и сущность розыскной работы;
– виды розыска преступников, их сущность;
– источники розыскной и доказательственной информации, использовать их в работе;
– законодательство Российской Федерации, стран СНГ и международное законодательство, обеспечивающие розыск преступников;
уметь:
– обосновывать и принимать тактические решения в процессе различных видов розыскной деятельности;
– определять исходные следственные ситуации, анализировать и оценивать влияющие на них факторы;
– выдвигать и обосновывать следственные версии, определять меры по их проверке;
– использовать помощь специалистов в процессе розыскной деятельности;
– использовать помощь граждан и средств массовой информации;
– аккумулировать в процессе обучения полученные знания по данной дисциплине и другим смежным дисциплинам;
владеть:
– тактическими приемами производства отдельных следственных действий, обеспечивать их проведение;
– информационно-поисковыми системами технико-криминалистического назначения;
– различными формами взаимодействия с сотрудниками оперативно-розыскных подразделений и должностными лицами правоохранительных органов;
По окончании изучения дисциплины «Розыск преступников» бакалавры приобретают опыт деятельности:
– применения технико-криминалистических методов и средств обнаружения, фиксации, изъятия следов преступников;
– принятия и реализации решений, направленных на предупреждение уклонения от правосудия подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных и иных категорий лиц;
– составления процессуальных документов в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства и рекомендациями криминалистики.
Код компетенции |
Формулировка компетенции |
(ОК-4) |
– способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности |
Знать |
– источники розыскной и доказательственной информации, использовать их в работе; – законодательство Российской Федерации, стран СНГ и международное законодательство, обеспечивающие розыск преступников; |
Уметь |
– определять исходные следственные и оперативно-розыскные ситуации, анализировать и оценивать влияющие на них факторы; – выдвигать и обосновывать следственные версии, определять меры по их проверке; |
(ПК-10) |
– способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения; |
Знать |
– понятие и сущность розыскной работы; – виды розыска преступников, их сущность; – источники розыскной и доказательственной информации, использовать их в работе; |
Уметь |
– обосновывать и принимать тактические решения в процессе различных видов розыскной деятельности; – определять исходные следственные ситуации, анализировать и оценивать влияющие на них факторы; – выдвигать и обосновывать следственные версии, определять меры по их проверке; – использовать помощь специалистов в процессе розыскной деятельности; – использовать помощь граждан и средств массовой информации; – аккумулировать в процессе обучения полученные знания по данной дисциплине и другим смежным дисциплинам; |
Владеть |
– тактическими приемами производства отдельных следственных действий, обеспечивать их проведение; – информационно-поисковыми системами технико-криминалистического назначения; – различными формами взаимодействия с сотрудниками оперативно-розыскных подразделений и должностными лицами правоохранительных органов. |
Опыт деятельности |
– организации и осуществления розыска лиц; – применения технико-криминалистических методов и средств обнаружения, фиксации, изъятия следов преступников; – принятия и реализации решений, направленных на предупреждение уклонения от правосудия подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных и иных категорий лиц; |
(ПК-13) |
– способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13); |
Знать |
– законодательство Российской Федерации, стран СНГ и международное законодательство, обеспечивающие розыск преступников; – источники розыскной и доказательственной информации, использовать их в работе; |
Уметь |
– использовать помощь специалистов в процессе розыскной деятельности; – использовать помощь граждан и средств массовой информации; – аккумулировать в процессе обучения полученные знания по данной дисциплине и другим смежным дисциплинам; |
Владеть |
– тактическими приемами производства отдельных следственных действий, обеспечивать их проведение; – информационно-поисковыми системами технико-криминалистического назначения; |
Опыт деятельности |
– составления процессуальных документов в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства и рекомендациями криминалистики. |
Используемые интерактивные образовательные технологии
Семестр |
Вид занятия (Л, ПР, ЛР) |
Используемые интерактивные образовательные технологии |
Количество часов |
4 курс 8 семестр
|
ПР |
По темам 4,5,6 проводится деловая игра: по заданной фабуле распределяются роли, выполняются соответствующие следственные действия и ОРМ, анализируется информация различных АИПС |
6 |
Итого: |
6 |
Практические занятия
Тема 4. Розыск скрывшихся подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных − проводится деловая игра: по заданной фабуле распределяются роли, выполняются соответствующие следственные действия и ОРМ.
Тема 5. Особенности межгосударственного розыска лиц − проводится деловая игра: по заданной фабуле распределяются роли, выполняются соответствующие следственные действия и ОРМ.
Тема 6. Особенности международного розыска − проводится деловая игра: по заданной фабуле распределяются роли, выполняются соответствующие следственные действия и ОРМ.
Библиографическая ссылка
Брылев В.И., Лях Л.А. РОЗЫСК ПРЕСТУПНИКОВ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-2. – С. 249-251;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6833 (дата обращения: 03.12.2024).