Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ КубГМУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Бат Н.М. 2 Павлюченко И.И. 2
2 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Бат Н.М. Методические аспекты образовательного процесса на фармацевтическом факультете в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения /Н.М. Бат, И.И. Павлюченко//Инновации в образовании. – 2012.- С.37-40

Качество образования при подготовке специалистов в высших учебных заведениях предполагает усиление профессиональной направленности. Современные требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №38 от 17.01.2011 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 ФАРМАЦИЯ (квалификация (степень) «специалист»)», реализуются при  обучении студентов в КубГМУ на фармацевтическом факультете, формировании у них обязательного комплекса общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций.  Профессиональная направленность обучения на факультете позволяет мотивировать обучение, формировать базовые знания, необходимые и достаточные для будущей профессиональной деятельности [1].

В соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения на фармацевтическом факультете по 59 дисциплинам учебного плана сформированы и внедряются в образовательный процесс новые программы, в том числе, базовой (обязательной) части — по 37 дисциплинам, вариативной части — по 8 дисциплинам, дисциплинам выбора — 14. Дисциплины вариативной части и дисциплины по выбору дают возможность расширения и/или углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяют обучающемуся получить необходимые комплексные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности.

Преподавание студентам дисциплин основной образовательной программы (ООП) осуществляется по следующим утвержденным учебным циклам: С.1 Гуманитарный, социальный, экономический цикл, базовая часть которого включает 9 дисциплин и вариативная часть — 1 дисциплину (Русский язык и культура речи). В дисциплины по выбору включены Культурология, Правовые основы предпринимательства в фармации, Основы здорового образа жизни. В 2012/2013, 2013/2014 учебных годах по выбору студенты изучали «Правовые основы предпринимательства в фармации», а в 2014/2015 «Основы здорового образа жизни».

С.2 Математический, естественнонаучный, медико-биологический цикл. Базовая часть цикла включает 14 дисциплин. Вариативная часть — 3 дисциплины (Система управления качеством в фармации, Основы техники лабораторного анализа, Основы маркетинга в фармации). Дисциплины по выбору данного цикла: Медицинская биофизика; Физиология и патология кожи; Микрогетерогенные дисперсные системы как лекарственные формы; Техника микроскопического анализа лекарственного растительного сырья. В 2012/2013, 2013/2014, 2014/2015 учебных годах студенты проходили обучение по дисциплинам «Физиология и патология кожи» и «Техника микроскопического анализа лекарственного растительного сырья».

С.3 Профессиональный цикл. Базовая часть включает 13 дисциплин. Вариативная часть — 4 дисциплины (Теоретические основы конструирования лекарственных средств; Биофармация и прикладная фармакокинетика; Финансовый менеджмент фармацевтических организаций; Иммунобиотехнология, рекомбинантные вакцины и препараты). Дисциплины по выбору составляют 7 дисциплин (Фармацевтическая косметология; Фармакоэкономика и фармакоэпидемиология; Химия природных фармакологически активных веществ; Бизнес-планирование в фармации; Фармакогеномика и протеомика; Нутрициология; Основы фитотерапии). В 2012/2013, 2013/2014, 2014/2015 учебных годах обучение студентов осуществлялось по следующим дисциплинам: «Фармацевтическая косметология» и «Основы фитотерапии».

С.4 Физическая культура. С.5 Учебные и производственные практики, научно-исследовательская работа. Учебная практика — 5. Производственная практика — 4.

Реализация ФГОС ВПО третьего поколения на фармацевтическом факультете осуществляется в разработанной и утвержденной последовательности. Для чего новые программы по дисциплинам подготовлены на соответствующих кафедрах в соответствии с утвержденными ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России положениями о рабочей программе дисциплины Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Каждая рабочая программа прошла внутреннее рецензирование, рассмотрена методической комиссией факультета, согласована с деканом фармацевтического факультета и утверждена проректором по учебной и учебно-воспитательной работе. По новым программам утвержден рабочий учебный план, включающий график и план учебного процесса по очной и заочной формам обучения студентов.

Согласно утвержденным новым программам по дисциплинам сформированы учебно-методические комплексы (УМК), которые прошли внутреннее и внешнее рецензирование. УМК включает ряд блоков. Организационно-методический блок УМК формирует календарный учебный график на учебный год, рабочую программу учебной дисциплины с рецензией, календарно-тематический план изучения дисциплины. Содержательный блок УМК дисциплины включает учебник, учебное пособие, курс лекций, слайд-презентации и/или комбинированные слайд-медиа лекции, дидактический материал и глоссарий. Учебно-методический блок УМК включает руководство по изучению дисциплины (методические указания по изучению дисциплины для преподавателей и для студентов; балльно-рейтинговую систему; методические указания по выполнению практических занятий, предусмотренных рабочей программой дисциплины; учебно-методическое обеспечение семинарских занятий; методическое обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы студентов, учебной и производственной практик; методическое обеспечение курсовых работ по дисциплинам, предусмотренных учебным планом).

В образовательном процессе выдержаны все требования ФГОС ВПО третьего поколения, в том числе к освоению основных образовательных программ по каждому циклу подготовки специалиста с учетом общекультурных компетенций (с ОК-01 по ОК-08) и профессиональных компетенций (с ПК-01 по ПК-50).

Реализация компетентностного подхода к изучению дисциплин на фармацевтическом факультете определила широкое использование в учебном процессе инновационных методов, в частности активных (организация и ведение учебного процесса путем активизации учебно-познавательной деятельности студентов посредством широкого, желательно комплексного использования дидактических и организационно-управ­ленческих средств) и интерактивных (активное взаимодействие преподавателя и студента в учебной деятельности, путем создания новых познавательных мотивов и интересов) форм проведения занятий.

Интерактивными методами обучения, используемыми преподавателями на фармацевтическом факультете, являются учебная дискуссия, самостоятельная работа с литературой, семинары, иные дискуссии, игровые (деловая игра, кейс-методы, тренинги), неигровые (дебаты, различные виды дискуссий: «Круглый стол», текстовая дискуссия «портфолио» в сочетании с внеаудиторной работой для формирования профессиональных навыков обучающихся). Занятия, проводимые в интерактивных формах, составляют от 10% до 20% от общего объема аудиторных занятий.

Контроль качества получаемого обучения по дисциплинам осуществляется в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения и утвержденными ректором ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России такими положениями, как «Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости КубГМУ», «Положение о проведении текущего контроля успеваемости студентов КубГМУ», «Положение о проведении промежуточной аттестации студентов КубГМУ».

Учебно-методические материалы, подготовленные преподавателями кафедр, соответствуют положениям, утвержденным в КубГМУ.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в виде устного опроса на практических занятиях, проверки выполнения письменных заданий, проведения контрольных работ, письменного или компьютерного тестирования, контроля самостоятельной работы студентов. Применяются дополнительные формы текущего контроля знаний студентов: сведения о посещаемости лекций и практических занятий.

Для комплексной оценки качества учебной работы студентов при освоении ими образовательных программ используется балльно-рейтинговая система, которая носит накопительный характер и используется для управления образовательным процессом. 

Промежуточная аттестация студентов по дисциплинам, в том числе учебным или производственным практикам, изученным в течение семестра, осуществляется по окончании каждого семестра в форме: зачтено, зачета, защиты курсового проектирования, защиты отчета (дневника) по учебной или производственной практике, экзамена по дисциплине. Сроки проведения промежуточной аттестации студентов по дисциплинам устанавливаются утверждаемым в КубГМУ ежегодным графиком учебного процесса.

По всем новым программам учебных дисциплин составлены контролирующие материалы: тестовые задания для самопроверки, тестовые задания для входного контроля, тестовые задания для текущего контроля, тестовые задания для промежуточного контроля, тестовые задания для итогового контроля. Подготовлены и составлены перечни рекомендуемых тем реферативных работ, ситуационные задачи, задания для итоговых работ (защиты модуля), экзаменационные вопросы, экзаменационные билеты. По всем дисциплинам, преподаваемым на факультете, составлены электронные версии тестовых заданий «Фонда оценочных средств». Рейтинговая система, используемая на факультете, позволяет активизировать внедрение новых организационных форм обучения, мотивирующих получение знаний студентами и регулирование учебного процесса в соответствии с программными целями и с учетом результатов на контролируемом этапе (текущем контроле успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся) преподавания учебной дисциплины.

Система менеджмента качества (СМК) внедренная в ВУЗе, оказала положительное влияние на формирование и оформление новых рабочих программ (РП) и УМК: РК СМК 01-2012 (версия № 3) «Руководство по качеству» и ДП СМК 06 - 2012 (версия № 3) «Управление записями».

При последовательной реализации ФГОС ВПО третьего поколения на фармацевтическом факультете определились некоторые проблемы и были намечены возможные пути их решения. Так, при формировании новых программ дисциплин, преподаваемых на факультете по ФГОС ВПО-3, затруднения вызвало отсутствие по дисциплинам специальности (утвержденных или рекомендуемых) Типовых или Примерных РП, предусматривавшее творческие контакты со специалистами других ВУЗов и личную инициативу преподавателей, что в первую очередь относится к дисциплинам вариативной части и предметам выбора.

Необходимо продолжить работу по совершенствованию новых программ дисциплин путем внесения изменений и дополнений к РП на соответствующий учебный год согласно утвержденному положению в ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России «О рабочей программе дисциплины Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования». Соответственно этому внести изменения и дополнения в УМК дисциплин: организационно-методический блок (график учебного процесса и календарно-тема­тический план изучения дисциплины на соответствующий учебный год); содержательный блок (новые издания – учебники или учебные пособия, курс лекций); учебно-методический блок (в руководства по изучению дисциплины для преподавателей и для студентов, в контролирующие материалы – тестовые задания для самопроверки, входного контроля, текущего контроля, промежуточного контроля, итогового контроля).

Таким образом, для реализации инноваций образовательного процесса по дисциплинам специальности в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения необходимы целенаправленные изменения в организации учебного процесса, вносящие новые элементы, дающие стабильные и более эффективные результаты обучения студентов на фармацевтическом факультете.


Библиографическая ссылка

Бат Н.М., Павлюченко И.И., Бат Н.М., Павлюченко И.И. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ КубГМУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 30-33;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6844 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674